Международная правозащитная организация Amnesty International в очередном докладе о ситуации с правами человека за 2022-2023 годы в мире, перечислила основные нарушения прав человека в Кыргызстане.
В документе отмечается, что на проведение мирных митингов налагали серьезные ограничения. Для неправительственных организаций, получающих иностранное финансирование, ввели новые виды отчетности. Журналисты и активисты, критиковавшие власти, сталкивались с нападками в соцсетях и безосновательными судебными преследованиями. Разные законы применялись, чтобы ограничивать свободу выражения мнений и не допускать критики публичных деятелей со стороны медиа.
«Гендерно обусловленное насилие представляло собой системное явление, о котором пострадавшие сообщали далеко не всегда. Статистика по домашнему насилию составлялась без разбивки по отдельным категориям, что мешало видеть размах насилия в отношении отдельных групп, включая женщин и девочек с инвалидностью», — отмечают авторы доклада.
В июле 27 организаций в защиту прав женщин обратились с открытым письмом к президенту, потребовав принять эффективные меры в связи с насилием в отношении женщин и указав на системные проблемы уголовного правосудия и в правоохранительных органах. Их просьба о срочной встрече осталась без удовлетворения.
В марте мэрия столицы Бишкека ограничила перечень мест, где можно проводить публичные собрания. Так, стало невозможным митинговать в ряде популярных мест, в том числе перед зданиями парламента, президентской администрации и российского посольства. Позже власти вообще запретили проводить собрания в центре Бишкека, кроме сквера имени М.Горького.
Изначально ограничения называли временными и необходимыми для «предупреждения и пресечения возможных массовых беспорядков на межнациональной основе» из-за вторжения России в Украину. Затем действие ограничений продлили до 31 декабря и распространили вообще на все публичные гражданские акции и собрания.
«В октябре власти сообщили о прогрессе в делимитации границы с Узбекистаном, однако детали процедуры спровоцировали сильное общественное возмущение. Активисты образовали комитет против соглашения, потребовав от властей обнародовать все его пункты. Власти отреагировали арестом 26 активистов по безосновательным обвинениям в «организации массовых беспорядков», — отмечается в докладе.
В 2022 году налоговые органы приняли новые правила для подачи отчетности об использовании иностранного финансирования некоммерческими организациями (НКО). НКО получили одну неделю на сдачу отчетности, которая включала информацию об активах, источниках финансирования и расходах.
В течение года происходило постепенное ограничение свободы выражения мнений, особенно для медиаработников и правозащитников.
В сентябре представлен новый законопроект, который предусматривает ограничения для СМИ в военное время и при чрезвычайных ситуациях, ужесточает регистрационные требования, распространяя их и на онлайн-ресурсы, а также обязывает все СМИ перерегистрироваться в течение двух месяцев после принятия закона. Закон 2021 года «О защите от недостоверной (ложной) информации» также применяли для дальнейшего ограничения деятельности СМИ.
Для подавления свободы выражения мнений власти прибегали к возбуждению уголовных дел по обвинениям в разжигании ненависти и в призывах к неповиновению, массовым беспорядкам и насилию, в том числе против работников СМИ и с целью пресечь критику официальных лиц со стороны журналистов и СМИ.
Национальный центр по предупреждению пыток (НЦПП) привлек внимание к высокому числу смертей в пенитенциарных учреждениях. Он указал на то, что треть камер изоляторов временного содержания (ИВС) располагается в сырых, темных и плохо вентилируемых помещениях.
В июне Управление Верховного комиссара ООН по правам человека выразило озабоченность в связи с планами властей распустить НЦПП и ослабить работу по предупреждению пыток в Кыргызстане.