Давление на свободу слова в КР. Участники круглого стола приняли резолюцию

Накануне в Бишкеке прошел круглый стол “Давление на СМИ и свободу слова в КР: практика применения Закона “О защите от недостоверной (ложной) информации”, по итогам которого была принята резолюция.

Публикуем текст резолюции:

“Мы, участники круглого стола “Давление на СМИ и свободу слова в КР: практика применения Закона “О защите от недостоверной (ложной) информации”, обсудив практику применения указанного закона, отмечаем следующее:

Вступивший в силу Закон “О защите от недостоверной (ложной) информации”, который еще на этапе законопроекта подвергался справедливой критике со стороны медиа, гражданского общества и международного экспертного сообщества, показал свою несостоятельность и превратился в инструмент давления на СМИ.

Под действие норм закона и его подзаконного нормативно-правового акта попали независимые СМИ Кыргызстана.

24 августа 2022 года на несколько часов приостановили действие сайта информагентства “24.kg”.

Более трех месяцев, с 26 октября 2022 года, парализована работа “Азаттык Медиа”. Заблокированы счета, а судебные органы отказали организации в рассмотрении иска о признании необоснованными действий ГКНБ КР по блокировке банковских счетов.

23 января 2023 года Минкультуры подало в суд иск о прекращении деятельности “Азаттык Медиа” как СМИ.

2 февраля стало известно, что Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики КР вынесло решение об удалении информации с сайта Kloop.kg и сообщило, что в случае отказа работа сайта будет приостановлена на два месяца.

Беззащитными перед нормами Закона “О защите от недостоверной (ложной) информации” оказались все СМИ Кыргызстана, поскольку эти нормы:

  • противоречат нормам Конституции Кыргызстана;
  • не соответствуют нормам Закона “Об основах административной деятельности и административных процедурах”;
  • устанавливают чрезмерные ограничения, препятствующие свободному обмену информацией, противоречащие основным международно-правовым документам в данной сфере;
  • нарушают базовые юридические принципы, создают возможность избирательного применения, могут быть использованы в качестве инструмента цензуры;
  • позволяют блокировать (приостанавливать) работу сайта без какого-либо судебного решения;
  • не определяют методику, по которой будет устанавливаться, является информация ложной/недостоверной или не является.

Применение данного закона и его подзаконного нормативно-правового акта ставит Кыргызстан на грань утраты независимых СМИ и свободы слова, ставших визитной карточкой страны с момента обретения независимости.

Обсудив практику применения Закона КР “О защите от недостоверной (ложной) информации”, выслушав экспертов, представителей медиасектора и депутатов Жогорку Кенеша, инициировавших проект Закона “О внесении изменений в Закон “О защите от недостоверной (ложной) информации”, призываем:

1. Жогорку Кенеш – принять проект Закона КР “О внесении изменений в Закон “О защите от недостоверной (ложной) информации”, инициированный депутатами Жогорку Кенеша Ж. Акаевым, А. Мадумаровым, Э. Сатыбалдиевым, Г. Кожокуловой, Д. Бекешевым, С. Атамбаевым, Ч. Айдарбековым. В случае принятия поправок, предложенных авторами, Закон “О защите от недостоверной (ложной) информации” будет приведен в соответствие с нормами Конституции КР и Закона “Об основах административной деятельности и административных процедурах”.

2. Кабмин – ввести мораторий на применение “Порядка обжалования действий владельца сайта или страницы сайта, удаления недостоверной (ложной) информации и приостановления работы сайта или страницы сайта в связи с распространением недостоверной (ложной) информации в сети Интернет” на период до принятия Жогорку Кенешем Закона “О внесении изменений в Закон КР “О защите от недостоверной (ложной) информации”.

3. Судебные органы – при рассмотрении дел, связанных с применением норм Закона “О защите от недостоверной (ложной) информации” и/или дел, вытекающих из применения норм указанного закона, основываться на нормах Конституции и законов КР, которыми установлена презумпция невиновности и обязанность государственных органов доказывать наличие правонарушения со стороны лица, в отношении которого выносится административное решение”.