Политолог: ОДКБ себя исчерпала, пришло время создать Центральноазиатский Союз Безопасности

Политолог Медербек Корганбаев считает, что актуальность ОДКБ полностью себя исчерпала. По его мнению, пришло время создать новую организацию – Центральноазиатский Союз Безопасности (ЦАСБ).

Своими мыслями он поделился с редакцией Bulak.kg.

“В 2021-2022 годах из-за агрессии Таджикистана против Кыргызстана, вторжения России в Украину актуальность ОДКБ полностью себя исчерпала.

Сегодня тюркоязычные республики Центральной Азии нуждаются в образовании нового и эффективного военно-политического блока. Учитывая политическую и экономическую изоляцию России, новый союз должен формироваться и действовать вне интересов и влияния Кремля.

Своевременное формирование Центральноазиатского Союза Безопасности (ЦАСБ) в формате Казахстан-Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан способно создать определенную геополитическую независимость вышеуказанных стран от воздействия Москвы на те или иные вопросы безопасности в регионе.

Конечно, создание новой военно-политической организации займет немало времени, требуется проявление политической воли лидеров государств и проведение многочисленных консультаций между потенциальными участниками ЦАСБ. Однако, как говорится – игра стоит свеч.

Тем более страны Центральной Азии взяли курс на обновление и замену устаревшего советского/российского оружия на новейшие виды вооружения натовских стандартов. В первую очередь речь идет о турецких разведывательно-ударных БПЛА “Байрактар ТБ2”. Война в Нагорном Карабахе стала эффективной рекламой для турецких дронов и продемонстрировала возможности “Байрактара” в реальном бою. Центральноазиатские республики тайно или открыто начали приобретать турецкие беспилотники. Вероятно, в будущем военно-техническое сотрудничество стран ЦА с Турцией не будет ограничиваться только дронами и постепенно примет системный характер.

Россия из-за войны в Украине постепенно теряет свое военное влияние в ЦА. Если ранее основным поставщиком оружия для нужд центральноазиатских армий была Москва, то в настоящее время российский военно-промышленный комплекс из-за введенных санкций не в состоянии удовлетворять потребности своих номинальных союзников по коллективной безопасности.

Создавшийся военно-политический вакуум в ЦА однозначно поспешит заполнить Турция. У Анкары в силу близости языковой культуры и исторических моментов больше шансов завоевать регион. К тому же турки активно продвигают тему единства Туран. Сегодня для кыргызов, казахов, узбеков и туркменов туранский союз выглядит привлекательным и перспективным проектом. Туран как союз в виде организаций тюркоязычных государств предполагает укрепление не только экономических связей, но и образование военно-политического объединения под эгидой Анкары.

Турция в отличии от Кремля ведет более адекватную внешнюю политику и идеологию, направленные на сближение Турции с тюркоязычными народами на постсоветском пространстве. С точки зрения нынешней геополитической обстановки это лучше, чем риторика российских медиа и политиков, которая заключается в предъявлении территориальных претензий к центральноазиатским республикам и выражении шовинизма. Более того, формирование тюркоязычного ЦАСБ отвечает геополитическим интересам самой Турции. И следовательно, Турция окажет всестороннюю поддержку ЦАСБ в виде создания совместных военно-промышленных предприятий, внедрения турецких стандартов обучения военнослужащих и поставок высокоточного турецкого оружия. Так что можно прогнозировать, что в ближайшие годы в Центральной Азии основным военно-политическом партнером будет выступать Турция.

Предлагается следующая структура военно-политической организации стран Центральной Азии.

Центральноазиатский Союз Безопасности (ЦАСБ).

ЦАСБ является военно-политическим объединением тюркоязычных стран Центральной Азии.

В ЦАСБ входят Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан.

Цели и задачи ЦАСБ: совместное обеспечение внешней и внутренней безопасности Центральноазиатского региона, борьба с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и наркотрафиком, а также осуществление сотрудничества в сфере правовой помощи (по линии судебных и правоохранительных органов, специальных служб стран ЦА), оказание военной, правоохранительной и военно-технической, гуманитарной помощи членам ЦАСБ в случае иностранной интервенции, террористической угрозы и дестабилизации внутренней обстановки.

Штаб-квартира ЦАСБ располагается в Бишкеке.

Девиз ЦАСБ: Единство во имя мира.

Высший орган управления – Совет ЦАСБ, состоящий из президентов стран-участниц.

Исполнительный орган – Секретариат ЦАСБ, Секретарь ЦАСБ.

Ежегодно, члены ЦАСБ проводят саммит в столице республики, которой в порядке очередности передается председательство в ЦАСБ. Повестка ЦАСБ определяется общим согласованием между членами ЦАСБ.

Члены ЦАСБ в составе своих вооруженных сил создают войска быстрого реагирования (не менее 1 тысячи военнослужащих с боевой техникой, авиацией и с необходимой военной инфраструктурой) ЦАСБ, которые находятся на постоянном боевом дежурстве.

Ежегодно, страны ЦАСБ проводят командно-штабные учения, антитеррористические и иные учебные мероприятия в сфере безопасности в стране ЦАСБ, на которую возложено председательство. В учениях принимают участие войска быстрого реагирования ЦАСБ каждой страны-участницы.

Кроме учений, члены ЦАСБ на постоянной основе обмениваются опытом, ведут совместные курсы повышения квалификации и обучение в оборонной сфере и в антитеррористическом направлении, а также по линии внутренних дел, пограничной службы, обеспечение охраны высшего руководства.

При необходимости, члены ЦАСБ оказывают друг другу содействие в охране границ, где имеется вероятность прорыва/атаки террористических групп. В случае угрозы иностранного вторжения на территорию того или иного члена ЦАСБ, общим решением Совета ЦАСБ для оказания военной поддержки и предупреждения конфликта в ту или иную республику перебрасываются войска быстрого реагирования. В случае их недостаточности, общим решением Совета ЦАСБ в целях оказания военной-помощи могут быть направлены дополнительные воинские подразделения и военная техника членов ЦАСБ.

ЦАСБ, учитывая тюркское происхождение и общие культурно-исторические связи стран-участниц, вправе привлекать для военно-политического сотрудничества тюркоязычные страны из других регионов.

В случае действия на территории одной из стран ЦАСБ иностранной разведки, которая ставит цель свержение действующей легитимной власти с помощью подконтрольной внутренней политической силы, Совет ЦАСБ вправе оказать необходимую помощь своему партнеру. Данная поддержка заключается в переброске на территорию республики полицейских и военных подразделений для разгона массовых беспорядков и нейтрализации деструктивных элементов”.