Власти Кыргызстана в очередной раз пытаются установить жесткий контроль информационного поля страны, внося изменения в закон «О средствах массовой информации». А в адрес журналистов открыто озвучиваются угрозы физической расправой при отсутствии какой-либо реакции правоохранительных органов, пишет Cabar.asia.
14 октября в Бишкеке несколько десятков правозащитников, журналистов и гражданских активистов прошли пешим маршем по центру города в защиту свободы слова в Кыргызстане, а также с требованием сдать мандаты депутатам, пытающимся ее ограничить.
Это ответная реакция на митинг, который за день до этого прошел около офиса редакции Радио «Азаттык». Несколько десятков демонстрантов требовали прекращения работы в Кыргызстане трех независимых изданий – «Азаттык», «Клооп» и Kaktus Media – и принятия закона об «иностранных агентах».
С такими же требованиями в феврале 2022 года подобный митинг прошел у офиса Kaktus Media. Но в этот раз участники акции открыто угрожали сжечь редакцию, а операторам при встрече «что-нибудь сломать».
Ни правоохранители, ни руководство страны никак не отреагировали на подобные заявления.
Тогда же стало известно, что митингующих поддерживает депутат парламента, одна из инициаторов закона «об иностранных агентах» Надира Нарматова. Как рассказал в своем Telegram-канале депутат Дастан Бекешев, Нарматова на заседании Жогорку Кенеша собирала подписи под обращением к президенту с просьбой закрыть ряд СМИ. Сама она отрицает это. Однако позже несколько народных избранников в разговоре с журналистами подтвердили, что их коллега вела сбор подписей. По предварительным данным, ее поддержали около 40 депутатов, но после общественного резонанса некоторые из них отозвали свои подписи.
На передовой информационных войн
Чуть ранее, 28 сентября, на сайте правительства появился проект обновленного закона о СМИ, разработанный службой информационной политики администрации президента. Новый документ объемнее прежнего ровно в два раза, а его создание было продиктовано «моральным устареванием действующего Закона КР “О средствах массовой информации” от 2 июля 1992 года», говорится в справке-обосновании.
В первой же статье говорится, что новый закон допускает «ограничение свободы слова, печати и других средств массовой информации в условиях чрезвычайного и военного положения в соответствии с конституционным законом». В справке-обосновании при этом поясняется, что речь идет не о цензуре, а о введении «общественного контроля» за тем, что публикуют СМИ.
Цензура в Кыргызстане запрещена и новый закон этот запрет не отменяет. Авторы ссылаются на нормы Международного пакта о гражданских и политических правах от 1966 года. В нем говорится, что «пользование правом свободного выражения своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность», сопряженную с определенными ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом.
Помимо этого новый законопроект вводит и другие запреты и ограничения, но все они, по уверениям авторов, продиктованы «настоятельной потребностью» привести действующий закон о СМИ в соответствие с Конституцией, принятой в апреле 2021 года, а также другими действующими законами, принятыми после 1992 года.
Внезапно возникшая «настоятельная потребность» в самом медиасообществе Кыргызстана вызвала недоумение. Дело в том, что в 2021 году, согласно указу президента Садыра Жапарова, в Кыргызстане проводилась масштабная инвентаризации 359 законов, в том числе законов «О средствах массовой информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О теле- и радиовещании» и «Об Общественной телерадиокорпорации». Как рассказали в ОФ «Институт Медиа полиси», по окончании исследования, длившегося более полугода, Министерство юстиции официальным письмом уведомило, что закон «О СМИ» отвечает всем необходимым требованиям и необходимости внесения изменений нет. По методологии ведомства, закон «О СМИ» набрал 91 балл из 100 возможных.
“Мы были ошарашены, – говорит юрист общественного фонда «Институт Медиа полиси» Нурбек Сыдыков, – никто из журналистов, из медиасектора в процессе работы над изменениями в закон о медиасфере приглашен не был. Закон появился из ниоткуда и видно, что он написан не знакомыми со спецификой журналисткой сферы людьми”.
После изучения документа юристы организации пришли к выводу, что предлагаемые изменения скопированы с подобного российского закона. Например, норма о «праве на опровержение». Согласно ей, при публикации какой-либо информации СМИ должны иметь доказательства того, что она достоверна. В противном случае, по заявлению другого лица издание в обязательном порядке должно сразу же дать опровержение.
«Но СМИ и вообще журналисты не обязаны иметь доказательства. Они должны указывать, к примеру, источник, ссылаться на кого-то, но не обязаны иметь наличие доказательств о том, что происходит коррупция, например, или другие какие-то незаконные вещи. […] А собирать доказательства это уже прерогатива другого ведомства. Это прямое нарушение прав журналистов», – говорит Сыдыков.
В новом законопроекте есть только одно различие с законом РФ и оно не в пользу средств массовой информации. Если в оригинале говорится, что та или иная мера «допускается», в кыргызском аналоге почти везде встречается запрет.
«Так же и со скрытой записью. В российском законе она допускается. В определенных случаях, когда это делается в общественных интересах и если это не нарушает чьи-либо конституционные права. У нас же это запрещено при любых обстоятельствах, даже если это делается в целях национальной безопасности», – отмечает юрист.
Информационная изоляция
Правовая клиника «Адилет» провела анализ опубликованного законопроекта и его результаты говорят, что попытки властей установить контроль над медиапространством Кыргызстана принимают всё более жесткий характер.
«Предусматривается ввести целый ряд различных оснований и требований, содержащих чрезвычайно расплывчатые формулировки ограничений и запретов, несоблюдение которых может приводить к ликвидации СМИ. Существенным образом усложняются процедуры регистрации СМИ, статус которых будет распространяться также на сетевые издания, т.е. на веб-сайты», – говорится в анализе.
Новый законопроект полностью лишает права быть учредителями СМИ в Кыргызстане иностранных граждан, а также организаций, чья доля иностранного капитала составляет 50%.
Кроме того, всем СМИ до 1 июня 2023 года предлагается пройти процедуру перерегистрации. Не прошедшие её будут автоматически считаться ликвидированными.
При этом при регистрации СМИ надо будет предоставить не только сведения об учредителях, названии СМИ и адресе редакции, но и информацию об источниках финансирования, а также является ли учредитель собственником других компаний или предприятий.
Для не зарегистрированного в стране иностранного издания, а также финансируемого иностранными государствами, юридическими лицами или гражданами, теперь будет требоваться разрешение Министерства иностранных дел. При этом авторы не приводят никаких критериев и требований для подобной аккредитации, что чревато произвольными и неправомерными ограничениями свободы выражения мнения.
«Таким образом, после вступления закона в силу граждане Кыргызстана будут иметь доступ лишь к тем зарубежным СМИ, которым кабинет министров разрешит работать в нашей стране», – отмечают юристы правовой клиники «Адилет».
Они добавляют, что обоснований для предлагаемых серьезных ограничений свободы слова авторы законопроекта не приводят: “Возникают вполне обоснованные опасения о том, что этот законопроект в числе прочих инициатив нацелен на установление жестких запретов в отношении плюрализма мнений, являющегося неотъемлемой частью любого демократического общества. Усматриваются попытки установить цензуру с тем, чтобы не допускать публичного распространения какой-либо информации, которая была бы нежелательной для узких интересов лиц, обладающих государственной властью”.
Тотальный контроль
Наделить статусом СМИ авторы законопроекта предлагают также веб-сайты и веб-страницы.
«Чем дольше они будут пребывать в зоне правовой неопределенности, тем хуже для общества, государства и граждан», – говорится в справке обосновании.
Однако и здесь разработчики не вводят никаких определений, какие именно сайты и какого контента подлежат регистрации как СМИ. Само по себе придание правового статуса сетевым изданиям юристами приветствуется, однако то, как это предлагается реализовать, вновь вызывает массу вопросов.
«У нас предусмотрели обязательную регистрацию всех веб-сайтов. Но не указали какие вообще веб-страницы или сайты должны регистрироваться. Выходит, это требование касается не только интернет-изданий новостного контента. А это же огромное количество», – говорит Нурбек Сыдыков.
Не понятна и ситуация с блогерами. В законопроекте не прописано четких процедур, в каких случаях блогер приравнивается к СМИ и приравнивается ли он вообще, добавляет глава правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова.
«Например, в российском законодательстве, если у кого-то больше определенного числа подписчиков, он может приравниваться к СМИ. А здесь такого нет. А закон должен писаться таким образом, чтобы нельзя было трактовать по своему усмотрению. Захочу приравняю, а захочу не приравняю. Так не должно быть. Должны быть четкие критерии», – говорит Джакупова.
Подобное стремление приравнять сайты и блогеров к СМИ – это попытка ввести цензуру, считает медиаэксперт Омурбек Сатаев.
“Этот закон будет использован как инструмент. У нас и так много законов, регулирующих деятельность СМИ, и вводить какие-то дополнительные ограничения нет смысла. Поэтому многие журналисты, общественники и правозащитники видят в этом угрозу. Эти изменения только ухудшат ситуацию со свободой слова в стране”, – говорит он.
Особую настороженность юристов вызывает прописанный в законе запрет «на распространение некоторых категорий сведений не только в СМИ, но также в информационно-телекоммуникационных сетях». Юристы говорят, что из этой формулировки следует, что администрация президента планирует ввести госрегулирование не только новостных интернет-изданий, но и всех других веб-сайтов, а также социальных сетей и мессенджеров.
Работа под давлением
Новы законопроект «О СМИ» – это не первая попытка властей ограничить свободу слова в Кыргызстане. Последние три года давление на медиа в стране только усиливается. По данным издания «ПолитКлиника» со ссылкой на Генпрокуратуру, с 2010 по 2022 годы в отношении журналистов и СМИ были возбуждены 13 уголовных дел. Более половины из них – в последние два года.
В январе 2022 года милиция пришла с обыском и задержала журналиста-расследователя Болота Темирова. От заключения под стражу его спасла лишь проявившаяся мгновенно солидарность коллег журналистов и последовавший за этим широкий резонанс в обществе.
Позже в отношении него возбудили уголовные дела по статьям 379 («Подделка документов») и 378 («Незаконное пересечение государственной границы КР») УК КР. 22 сентября заседание суда, проходившее под пристальным общественным вниманием, закончилось оправданием Темирова.
Директору Next TV Таалаю Дуйшембиеву повезло меньше – хоть и условно, но он получил реальный срок.
«Директор Next TV отсидел 7 месяцев, его выпустили из зала суда, но всё-таки дали условно 5 лет, – рассказывает Омурбек Сатаев. – Адвокат, конечно, будет подавать апелляцию. Хоть это и условный срок и его освободили, чтобы как-то снизить накал в обществе, но факт остаётся фактом. И я думаю, это было сделано, чтобы другие журналисты серьёзно задумались».
Лучше поздно, чем никогда
В день, когда в Бишкеке проходил марш в защиту независимых медиа, стало известно, что семеро парламентариев инициировали поправки в скандальный закон «О защите от недостоверной (ложной) информации». Его разработали депутаты прошлого созыва, но предыдущий президент Сооронбай Жээнбеков отправил документ на доработку. В августе 2021 года Садыр Жапаров подписал его и закон вступил в силу.
Хотя он был презентован как механизм защиты чести и достоинства граждан от кибератак, буллинга в сети и фейковых аккаунтов, журналисты и эксперты неоднократно заявляли, что закон направлен прежде всего против независимых СМИ. Подтверждения этому ждать долго не пришлось. Именно по этому закону в июле 2022 года был заблокирован сайт газеты ResPublica, а в августе предпринята попытка блокировки издания 24.kg.
Ни один фейковый аккаунт до сих пор не пострадал.
Разработчики поправок говорят, что действие закона «О защите от недостоверной (ложной) информации» дискриминирует представителей СМИ и устанавливает однобокий подход к рассмотрению дел об удалении сайта.
Если раньше, согласно этому закону, авторы издания или сайта не имели никакой возможности защищаться от претензий в свой адрес, теперь за ними предлагается закрепить право на обжалование решения уполномоченного органа о приостановке работы сайта в судебном порядке.
Подобные недоработки присутствуют и в новом законопроекте «О СМИ», где нет не только четких критериев по важным пунктам предлагаемых изменений, но также сроков и порядка обжалования решения уполномоченных органов об отзыве регистрации, отказе в ней или определении иных нарушений в работе СМИ. Более того, отсутствует какая-либо ответственность уполномоченных органов в случае принятия ими необоснованного и неправомерного решения.
Источник: cabar.asia