Евразийский союз сейчас сталкивается с волной критики: две из пяти стран объединения находятся под санкциями, что оказывает негативное влияние на развитие ЕАЭС. Мировой экономический кризис, назревающий сразу после нескольких сложных лет из-за ковидных ограничений, подливает масла в огонь. Однако кризисный период – всегда лучшее время для развития. О том, на какие меры может решиться ЕАЭС сейчас для преодоления кризиса, рассказали ведущие экономисты стран объединения в материале на ia-centr.ru.
Альбина Сибирская, старший научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси
– В современных условиях санкционного давления на Республику Беларусь и Российскую Федерацию в ЕАЭС возникает необходимость пересмотра внешнеэкономической политики стран. Назревающий мировой кризис формируется преимущественно в странах Евросоюза и США как следствие их же санкций. Отказ от российских энергоресурсов привел к резкому росту цен, запрет транзита белорусских транспортных средств спровоцировал ответ от Беларуси, что подорвало устоявшиеся логистические цепи с Востоком.
Официальная инфляция за 3 месяца 2022 года в Евросоюзе составила 14,6%, в то время как в предыдущие годы она не превышала 10% в год. Страны уже начинают пересматривать свои решения, например, Чехия, инфляция в которой составила 26,8% за 3 месяца 2022 года, заявила, что не готова отказываться от российских энергоресурсов. Прирост цен в странах Балтии, отказавшихся от белорусской электроэнергии, составил: в Эстонии – 27,3%, в Латвии – 22,2%, в Литве – 29,3%.
Успешно проводимая Российской Федерацией финансовая политика и перевод расчетов за газ в российские рубли позволили не только избежать экономического кризиса, но и вернуть курс рубля на прежний уровень.
Ашот Тавадян, экономический обозреватель, эксперт РСМД (Армения)
– Евразийский экономический союз должен быть преобразован в Евразийский союз. Если мы к этому не придем, то у нас могут возникнуть более серьезные проблемы. Евразийский союз, конечно, должен проводить единую макроэкономическую политику, но не должен ограничиваться только экономикой, это также должен быть и политический союз.
На мой взгляд, для будущего процветания Евразийского союза необходимо провести ряд мер.
Во-первых, нам необходимо перестать действовать ситуативно, необходимо прописать «дорожную карту» модернизации и кооперации по всем сферам, в том числе, военно-промышленной.
Во-вторых, ЕАЭС необходимо наращивать экспорт в Китай, Индию, Иран, арабские страны.
В-третьих, конкурс на государственные закупки должен проводиться для всех стран ЕАЭС на определенных строгих, но прозрачных и равных условиях.
В-четвертых, во избежание колебания валют в странах ЕАЭС мы должны проводить совместную денежную политику.
В-пятых, необходимо бороться с коррупцией. К сожалению, у наших стран высокий уровень коррупции, это значит, что наша продукция в среднем на 10% дороже, чем там, где коррупция ниже. Это явно не способствует конкурентоспособности наших товаров.
В-шестых, ЕАЭС необходимо спонсировать совместную научную деятельность – например, исследования военно-стратегического назначения. СНГ, например, создает межгосударственный фонд научных исследований. Так, если в Армении изобрели деталь для летательных аппаратов, то она должна автоматически использоваться в других странах ЕАЭС.
В-седьмых, ЕАЭС должен поставить в приоритет развитие дорог, которые имеют значение для стран союза, не поддаваясь на влияние других государств.
В-восьмых, ЕАЭС должен включить в себя и военно-политические функции. Может возникнуть вопрос, что тогда делать с ОДКБ? России необходимо сделать выбор – на развитие какого интеграционного объединения делать упор.
В-девятых, нужно повысить статус Евразийской экономической комиссии, четко определить и вписать в договор ее права и обязанности. Нужно перейти к четким законодательным процедурам и обязательно отредактировать Договор о создании ЕАЭС.
Если Россия будет придерживаться выжидательного подхода к Евразийскому союзу, возможно, негативные, недружественные для России процессы будут возникать не только в Армении, но и в других странах постсоветского пространства.
Артем Пылин, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН (Россия)
– Новые масштабные санкции против России будут иметь существенные негативные последствия не только для России, но и для региональной и глобальной экономики. Ожидается, что в 2022 году российский ВВП снизится на 8-10%, что будет самым масштабным падением за последние 25 лет.
При этом спад российской экономики негативно повлияет и на страны ЕАЭС, которые имеют тесные торговые и финансовые связи с Россией. По прогнозам ЦБ РФ, в 2022 году экспорт товаров и услуг из России в стоимостном выражении снизится на 12% – до 484 млрд долл., а импорт товаров и услуг сократится куда существеннее – почти на 30%, до 266 млрд долл.
Хотя падение взаимной торговли России со странами ЕАЭС в условиях внешних шоков традиционно носит более умеренный характер по сравнению с внешней торговлей России с третьими странами из-за ее более высокой товарной диверсификации, снижение внутрирегиональных торговых и финансовых связей будет сдерживать рост экономик стран ЕАЭС в 2022 году.
В среднесрочной перспективе на фоне ожидаемого значительного сокращения объемов внешней торговли России с недружественными странами (ЕС, Великобритания, США, Япония, Республика Корея и др.) прогнозируется постепенное наращивание взаимной торговли в ЕАЭС, прежде всего российско-белорусской, и СНГ – за исключением Украины.
Это произойдет за счет частичной переориентации торговых потоков, перестройки транспортно-логистических схем и условий поставок, расширения доступа этих стран к российским программам импортозамещения.
Производители из стран ЕАЭС и СНГ (прежде всего Азербайджан и Узбекистан) смогут расширить выпуск разнообразной, в первую очередь промышленной продукции (автомобили, оборудование, различные комплектующие) для российского рынка, что позволит частично компенсировать уход западных компаний.