Казахстанский экономист Алмас Чукин считает, что Евразийский экономический союз доживает свои дни. Такое мнение он выразил на своей странице в Facebook.
“По всей видимости болезный ЕАЭС доживает свои дни. Ну, туда ему и дорога. Может какой-нибудь ЕАЭС-лайт придёт на замену. Я что имею в виду. Когда мы расходились в 1991 году, решили сохранить многие важные связи – общение людей, торговлю, транспортные соединения и слепили вместо СССР – СНГ. Потом в СНГ много всякой колбасни было, кто-то с кем-то воевал, другие не дружили и по сути СНГ остался некой общей декларацией. Тут Москва взялась лепить ядро нового супер-СНГ из тех, кто покладистей и получился Таможенный союз, который потом дорос до ЕАЭС из 5 стран.
У этого ЕАЭС есть три врожденных заболевания:
1. Механизм принятия решений.
2. Расщепление доходов от сбора таможенных пошлин.
3. Доминирование РФ.
Про решения. Работает принцип консенсуса, а это самый неэффективный способ принятия решений. Есть такая присказка – скорость каравана определяет самый медленный верблюд – так вот с консенсусом даже ещё хуже. Любой “верблюд” может не согласиться и решение не принимается и откладывается до следующей встречи руководителей стран. А жизнь не ждёт. А решение – не принято. Зачем этот колхоз?
Самая серьёзная проблема сегодня это получение доходов от таможни. В 2015 году договорились и в 2019 “поправили” нормативы расщепления таможенных пошлин: Армения – 1.22% (+0.11%), Беларусь – 4.860% (+0.704%), Казахстан – 6.955% (-0.1%), Кыргызстан – 1.9% (без изменений), Россия – 85.065% (-0.2%).
Поскольку мы создали якобы общую таможенную территорию, любой пункт на границе это въезд в единую территорию. Например, купил бизнесмен из РК товар в Польше, и въехал в Бресте на территорию ЕАЭС. Его белорусские таможенники принимают, оформляют ему единые пошлины, и проезжайте дорогой свободно до РК. Но деньги идут в “общий котёл” и Казахстан по этой табличке получит только 6.955% от этой суммы, а РФ, Армения и остальные свои доли. Почему так? Потому что, в другом случае купила армянская компания в Китае оборудование, мы тут на Хоргосе его оформили, деньги взяли и опять “расщепили” на всех пятерых участников ЕАЭС.
Эта делёжка доходов – очень странная и экзотическая система, непонятно как рассчитанная. Десятки специалистов дают свои мнения, основанные на ВВП, объёме внешней торговли за прошлые периоды и ещё на куче разных вещей. Но, по большому счёту все эти расчёты – бред и экономическое гадание на массе несвязанных данных. Экономики стран различаются по структуре (у одних больше экспорта, а у других может импорта), ВВП считается по-разному и учитывается по-разному, включая или не замечая большую долю “серого” рынка. Но это было вчера. Сегодня вообще “шахматная доска” перевернута и “фигуры” рассыпаны.
Представьте себе, для круглого счёта, через границы Казахстана импортировано товаров на $100 млрд и собрано $10 млрд таможенных пошлин. Мы должны будем оставить себе $695 млн и $8.5 млрд отправить в казначейство РФ (доля РФ 85%). Может раньше так и было, большая часть товара (85%) шла транзитом через нас в РФ. А теперь в условиях санкционной реальности, всё изменилось. Предположим, что транзит в РФ резко уменьшился, а мы продолжаем и увеличиваем импорт в РК, но будем отправлять по-прежнему 85% в бюджет РФ? И ещё почти 5% в РБ?
Мало того, на днях в силу непреодолимых проблем, РФ и РБ решили на свою территорию таможенные пошлины получать в рублях, а в другие страны по-прежнему в долларах. Две валюты, значит возникают вопросы по курсу обмена, который они хотят брать по своим рынкам, по ходу могут возникнуть курсовые разницы. Административно это кошмар, если поставщик везёт консолидированные грузы, с разными пунктами назначения.
В общем, хотели как лучше, получилось как всегда. Но мы не имеем права сейчас продолжать эту абсурдную систему. Надо временно возвращать национальные таможенные службы на границы внутри ЕАЭС (пограничники уже замучились учиться на таможенников), и вести раздельный учёт. Между собой можно оставить нулевые ставки и торговлю без ограничений, но с учетом оборота внешней торговли для пошлин и налоговых сборов надо наводить новый порядок.
Объединение из 5 экономик, где два ВВП, представляющие 90% от общего находятся под невиданными санкциями – есть АБСУРД (согласно словарю абсурд – отсутствие смысла, нелепость, бессмысленность”, – написал экономист.