Эхо событий в Казахстане для стран Центральной Азии

«События в Казахстане дали понять странам Центральной Азии, что мирная передачи власти в авторитарном государстве невозможна, а предоставление свобод всегда опасно для правящего режима», – отмечает в своей статье для Cabar.asia аналитик из Кыргызстана Канат Ногойбаев.

Начало 2022 года ознаменовалось массовыми протестами и беспорядками в Казахстане, который считался экономическим лидером региона со стабильной политической системой. Однако беспорядки в стране были неожиданностью для многих и оказали влияние не только на жителей Казахстана, но и на весь регион Центральной Азии.

2-го января 2022 года на западе Казахстана начались мирные протесты рабочих, требующих снижение цен на сжиженный газ. В начале года цены на топливо поднялись чуть ли не в 2 раза от начальной цены, что оказалось последним толчком к массовым протестам. В поддержку начали выходить и другие города Казахстана. Несмотря на отставку правительства и заверения по снижению цены, переломный момент произошел при разгоне митинга в Алматы, который перерос в массовые беспорядки с применением сил с обеих сторон. Город превратился в театр военных действий, с применением военной техники, оружия, мародерств и разбоя.

На данный момент ситуация стабилизировалась и военный контингент ОДКБ, прибывший для урегулирования ситуации и охраны стратегических объектов, покидает страну. Президент представил новый состав правительства и предложил план мер по урегулированию социально-экономической жизни населения.

Реакция стран и мировые рынки

Все страны в едином порыве выразили свою обеспокоенность в связи с происходящим в Казахстане. Страны ОДКБ откликнулись на просьбу президента К-Ж. Токаева о введении миротворческого контингента и отправили своих солдат для охраны стратегических объектов. Узбекистан назвал ситуацию внутренней проблемой Казахстана и поддержал стремление страны к обеспечению стабильности. Протесты в Казахстане всколыхнули и гражданское общество, и оппозицию соседних стран, которые осудили применение силы властями и призвали не применять оружие против протестующих.

События оказали влияние и на мировой рынок цен на нефть на фоне опасений по поставкам. Мартовские фьючерсы на нефть марки Brent показали рост. Стоит отметить, что крупнейшее нефтяное предприятие Казахстана Tengizchevroil и основные транспортные пути сосредоточены именно на западе Казахстана.

События в Казахстане оказали негативное влияние и на рынок криптовалют. Казахстан с недавних пор в тройке лидеров по майнингу криптовалюты и отключение интернета в стране на время чрезвычайного положения вызвало обвал валюты. В результате встал вопрос о целесообразности нахождения майнинг-ферм в Казахстане ввиду нестабильной ситуации.

Крупные банки Казахстана, Kaspi Bank и Halyk Bank, имеющие акции на Лондонской фондовой бирже, также потеряли в цене на утро после беспорядков. В стране сосредоточены инвестиции крупных зарубежных компаний, и ситуация не могла не сказаться на котировках и позиций их бизнеса. Для многих из них Казахстан всегда являлся примером стабильности и инвестиционной привлекательности. К примеру, акции “Казатомпром” по добыче урана упали более чем на 8%.

Однако прямое влияние события оказали и на регион Центральной Азии. Все страны, кроме Туркменистана входят в «Договор о зоне свободной торговли СНГ» от 2011 года и не имеют таможенных пошлин. Казахстан и Кыргызстан – члены ЕАЭС и имеют единое таможенное пространство. Если говорить о внешнеторговом обороте Казахстана, то он активно торгует со странами Запада, Россией и Китаем, а доля торговли со странами Центральной Азии мала (около 5.5%), но для соседей эта цифра как раз-таки значимая. Казахстан – важный торговый партнер для каждого государства, в сравнении с другими странами ЦА.

Стоит отметить, что объем торговли стран гораздо выше, если не учитывать экспорт сырья стран в Европу. Основные продукты питания торгуются как раз-таки между странами региона. Основное количество грузоперевозок проходит через Казахстан из России и Китая. Логистические пути имеют непосредственное влияние на наличие товара для таких стран как Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Казахстан является для них главной транспортной артерией, что непосредственно несет экономические риски и взаимозависимость для стран региона.

События в долгосрочной перспективе могут оказать влияние и на политическую систему соседних стран. Все страны ЦА, за исключением Кыргызстана, имеют похожее политическое устройство с Казахстаном и аналогичные риски.  Свобода слова и права граждан могут быть под угрозой после событий в Казахстане.

Кыргызстан

Самый «близкий» сосед Казахстана – это Кыргызстан. Страна, которая имеет опыт 3-х революций и обычно является примером нестабильности и политических протестов. Власти Кыргызстана были сдержанными в своей позиции по происходящему, но граждане страны не скрывали свое восхищение и поддержку протестов в Казахстане. Многие из них выступили на митинге в г. Бишкек против введения войск ОДКБ в Казахстан, мотивируя это внутренним делом страны, однако после двух голосований парламент дал согласие на отправку солдат. На заседании парламента глава ГКНБ особо отметил важность отправки войск во избежание повышения цен на муку и другие продукты, в случае продолжения нестабильности в Казахстане.

Если говорить, о внешнеторговом обороте двух стран, то глава ГКНБ прав, Кыргызстан сильно зависит от поставки большинства продуктов из Казахстана и России. Более 15% товарооборота приходится именно на Казахстан, и доля импорта значительно превалирует.

Только за недавний период импорт Кыргызстана состоял в основном из нефтепродуктов, злаков, фруктов, мукомольной продукции.

image 8 Эхо событий в Казахстане для стран Центральной Азии

После событий в Казахстане антимонопольный орган был вынужден собрать всех главных игроков рынка и предупредить об ответственности за повышение цен. В ряде магазинов прошли внеплановые проверки, а владельцы отмечают повышенную активность населения в закупе муки. Опасения людей оправданы еще и тем, что в Казахстане вводят государственное регулирование цен на газ, бензин и основные продукты питания. Это непосредственно скажется на сокращении поставок на внешний рынок и соответственно повысит цены на эти продукты.

Кыргызстан и Казахстан уже давно испытывают проблемы с грузоперевозками на границе. Напомним, что жители Кыргызстана ввиду коронавирусных ограничений не могут пересекать сухопутную границу в Казахстан. Также осложнено и передвижение грузов, по данным министерства экономики грузы в Кыргызстане проходят таможенный контроль в 2-3 раза быстрее, чем в Казахстане. Казахстан уже не раз  обвинял власти КР в контрабанде товаров из Китая и ложной отчетности. Обе страны не могли договориться и поднимали этот вопрос на уровне ЕАЭС. Межведомственные комиссии за все это время не пришли к единому заключению. Учитывая текущую ситуацию, возникновение подобных барьеров вполне вероятно и основные продукты питания, товары и ГСМ могут поступать несвоевременно.

Блокировка интернета также сказалась на некоторых предприятиях, чьи сервера размещены на территории Казахстана. Это доставило хлопот владельцам банковских карт от «Оптима Банк» и «Халык Банк Кыргызстан», люди не могли снять наличные и проводить операции по счету.

Однако, гораздо важнее не столь продовольственная безопасность, так как поставки идут бесперебойно, сколько политический эффект от протестов. Ведь буквально год назад в Кыргызстане произошла смена власти путем народных волнений. Страна после конституционной реформы выбрала президентскую форму правления, и единоличная власть Садыра Жапарова усиливается с каждым разом. События в соседней стране не могут быть проигнорированы текущим правительством. Экономическая ситуация в Кыргызстане оставляет желать лучшего, цены на продовольствие и нефтепродукты неуклонно растут, инфляция по официальным данным достигла 12%. Все это на фоне коррупции, безработицы и недоверии к государственным органам.

Сценарий массовых протестов не в новизну для властей Кыргызстана, и скорее всего они примут меры. Призыв и участие ОДКБ означает для Кыргызстана огромную роль, ведь в таком случае Бишкек имеет легитимное право обратиться за подобной поддержкой в случае массовых демонстраций. Проблем накопилось много, а вот решений пока не видно. Президент С.Жапаров может не исключать для себя этот сценарий и спастись от народного гнева, в отличие от своих предшественников.

Единственный «островок демократии» пока служит больше проблемой для региона. Это показывает активное освещение событий в Казахстане местными СМИ и кейс о непричастности известного джазового музыканта к беспорядкам в Казахстане, которого выставили мародером и террористом в Казахстане, опубликовав его признание на национальных ТВ каналах силовые структуры РК. Уличение во лжи и освобождение кыргызстанца посеяли сомнение в действительности «террористической угрозы» у ряда казахстанцев. Данная ситуация также показала активность гражданского общества и решительность власти для спасения своих граждан. 

Маленькая страна смогла защитить своего гражданина и это важный прецедент, который ранее казался невозможным. События в Казахстане показали сплоченность и силу гражданского общества в Кыргызстане, а это служит заразительным примером для других стран.

Узбекистан

Страна имеет прямую границу с Казахстаном и напрямую зависит от поставок товаров, так как не имеет выхода к морю, что сказывается на цене импортируемых товаров. Казахстан и Узбекистан – две наиболее динамично развивающиеся страны и значимые друг для друга торговые партнеры в Центральноазиатском регионе. Почти две трети ($1,5 млрд) товарооборота Казахстана со странами Центральной Азии приходится на Узбекистан. Страны активно сотрудничают во всех сферах и к 2024 году планируют построить высокоскоростную железнодорожную магистраль Туркестан-Шымкент-Ташкент.

Тесное сотрудничество и обилие проектов реализуются совсем недавно, а именно после прихода президента Ш.Мирзиеева к власти. Всем известно, что отношения Н.Назарбаева и И.Каримова были натянутыми и приход нового президента показал скачок в двухсторонних взаимоотношениях. Многие эксперты отмечают имитацию модели управления Узбекистана по примеру Казахстана, а частые личные встречи Мирзиеева и Назарбаева лишь подтверждают теплоту и взаимовыгодность их отношений.

Как и с Кыргызстаном, основная торговля приходится на продукцию аграрно-сырьевого характера. Согласно информации Госкомстата, Узбекистан в 2020 году экспортировал в Казахстан почти 25% плодоовощной продукции, это второе место в географии экспорта после России. Около 90% всего импорта зерновой продукции приходится на Казахстан. Поставки с других стран проходят через Казахстан и ввиду нестабильности на западе и закрытия границ на неопределенной срок, замороженное мясо из Беларуси подорожало на 2000−3000 сумов (20-30 центов). Цена некоторых товаров в Казахстане в разы дешевле, чем в Узбекистане, по этой причине узбекистанцы могут завозить не более 10 кг груза раз в месяц и бытовую технику раз в полгода. Теперь же им придется ждать стабилизации ситуации в соседней стране.

В прошлом году закрытие границ ввиду коронавирусных ограничений вызвало скопление мигрантов на границе двух стран. Большинство из них были граждане Узбекистана и Таджикистана, которые трудятся в Казахстане. Мигрантам приходилось ночевать на границе с надеждой перейти границу в любой момент. Сейчас Казахстан заявляет о причастности к беспорядкам выходцев из соседних стран и это вызывает беспокойство у мигрантов.

Правительство Узбекистана быстро отреагировало на происходящее в Казахстане и приостановило экспорт природного газа в Россию. Беспокоит власти вероятность возникновения протестов в Узбекистане. Смена власти ввиду кончины первого президента и частичная либерализация страны уберегли ее от массовых волнений. Однако экономическое положение за время пандемии ухудшилось и цены постоянно растут при неизменности текущих зарплат.

Правительство отреагировало на ситуацию продлением каникул до конца января, что не позволит собираться молодым людям. Сообщается, что СМИ, блогеры, онлайн издания не публикуют информацию и детали происходящего в Казахстане, так как их вызывают на «профбеседу».  Эти меры предосторожности показывают, что власть в Узбекистане опасается подобной ситуации. Совсем недавно президент страны объявил о необходимости конституционной реформы и его усилия будут скорее направлены на укрепление своей власти, нежели на транзит. Тут стоит отметить и выступление президента Беларуси на заседании ОДКБ, который призвал Узбекистан извлечь уроки и предупредил об угрозе террористов для страны.

Для Узбекистана эти события – сигнал для принятия безотлагательных социальных мер и намек на рассмотрение решения о вступление в ОДКБ. Если государство опасается народных волнений, то оно прибегнет к использованию миротворческих сил и тогда членство даст ей гарантию безопасности. Во всем остальном ОДКБ навряд ли может помочь Узбекистану, учитывая, что у них доброжелательные отношения с текущим правительством талибов в Афганистане. Страна скорее предпочтет пойти по пути усиления цензуры и подавления политических свобод, чем стать членом ОДКБ.

Однако есть и преимущества для Узбекистана, к примеру, заявка на региональное лидерство. На фоне нестабильности в Казахстане, Узбекистан может взять на себя роль политического медиатора и нового тигра Центральной Азии. Эксперты не раз говорили об экономической конкуренции двух стран и Узбекистан уже успешно привлекает международные инвестиции и заключает контракты с зарубежными компаниями. 

Скорее всего инвесторы предпочтут более-менее стабильный Узбекистан с его огромным населением и динамично развивающимся рынком, нежели Казахстан с его политическими потрясениями.

Таджикистан

Страна хоть и находится на далеком расстоянии и не имеет границ с Казахстаном, может также испытать на себе последствия событий. Казахстан стабильно занимает вторую позицию после России среди внешнеторговых партнеров Таджикистана. Если смотреть на все страны региона, то Таджикистан наиболее дружественный и лояльный партнер для Казахстана. Большинство инвестиционных проектов имеют долевое участие Казахстана и Таджикистан склонен признавать лидерство Казахстана в регионе, особенно на фоне плохих отношений с Узбекистаном в период президентства Каримова.

Как и с другими странами Казахстан в основном завозит в Таджикистан пшеницу, муку, сжиженный газ, подсолнечное масло, табачные изделия и продукты промышленного изготовления. Таджикистан же поставляет овощи, фрукты и сырье для цветной металлургии. Ввиду отсутствия прямых сухопутных границ, основной проблемой станут поставки товаров первой необходимости и грядущее повышение цен на нефтепродукты. Страна уже сталкивается с ростом цены на бензин, он поднялся на более чем 44% за последний год, и потребительская корзина таджикистанца уменьшается при текущих низких зарплатах.

Реакция правительства на экономическую ситуацию не отличается от соседей. Э.Рахмон не планирует отдавать власть и совсем недавно одержал победу уже на пятых выборах. Его сын – мэр г. Душанбе, а близкие родственники имеют полный контроль над главными активами страны. Семейно-клановый режим Э.Рахмона уже долгое время подавляет любые свободы и протестные настроения в стране. Оппозиция в стране подавлена, но бывают прецеденты протестов против силовиков как в Горно-Бадахшанской автономии, которая является протестной по отношению к официальным властям.

В ответ на протесты в Казахстане пользователи социальных сетей начали поднимать вопрос о необходимости изменений и реформ в Таджикистане. Главный урок, который извлек для себя президент, так это опыт Казахстана по подавлению подобных протестов.

Самой эффективной мерой станет определение «террористическая угроза» на фоне угрозы талибов с Афганистана, с коими у властей враждебные отношения.

Они вполне могут усиливать свою власть, напоминая опасность вторжения с Афганистана и подавляя любые протесты как террористическая или экстремистская атака на государственные институты и подрыв целостности и суверенитета страны. По такому поводу прецедент использования войск ОДКБ в Казахстане может быть использован против митингующих в Таджикистане. Имея военную базу РФ, страна может рассчитывать на помощь президента В.В. Путина.

Что ждет регион Центральной Азии?

В целом события в Казахстане дали понять странам Центральной Азии, что мирная передачи власти в авторитарном государстве невозможна, а предоставление свобод всегда опасно для правящего режима. 

Прецедент использования войск ОДКБ показывает решительность России поддерживать свое влияние в этом регионе и лишь указывает на ее исключительную геополитическую роль.

Страны еще сильнее вынуждены сближаться со своим северным соседом, так как именно он обеспечивает их финансовыми средствами и в нужный момент придет на помощь. Казахстан будет главным посланником России в регионе.

После заседания ОДКБ стало понятно, что террористическая угроза ставится во главу угла, и страны Центральной Азии будут склонны принять пакет законопроектов, направленный на ограничение деятельности НПО и контроль над интернетом. Давление на СМИ, гражданское общество будет увеличиваться и тут страны едины в своем порыве для сохранения безопасности собственной власти.

Какие рекомендации и уроки стоит извлечь?

В заключении хочется дать рекомендации политикам стран Центральной Азии извлечь более полезные уроки из этих событий. Во избежание подобных протестов необходимо решать проблемы населения и искоренять коррупцию, непотизм, диверсифицировать экономику и выходить из сырьевой и индустриальной в постиндустриальную. Государственным органам на местах стоит прислушиваться к населению и удовлетворять их потребности. Игнорирование и замалчивание проблем, и подавление свобод лишь усилят протестные настроения.

Уничтожение лидеров оппозиции и гонений на сторонников движений открывает путь к беспорядкам и отсутствию диалога с протестующими. Пример беспорядков в Казахстане показывает, что при отсутствии конструктивных лидеров толпу возглавит криминал и неформальные лидеры, путь к анархизму и беспорядкам будет неизбежен. Наличие лидеров могло бы заставить сесть обе стороны за стол переговоров и успокоить протестующих, услышав их требования.

Гражданское общество и СМИ должны больше уделять внимание образованию и доносить важность медиа грамотности для населения. Активное освещение событий помогает избежать конфликт и задержание невиновных. Центральная Азия после событий в Казахстане уже не будет прежней и изменения в политике и экономике мы ощутим уже совсем скоро.