Этнографический туризм: «Супара» – место с живой энергетикой

Жанылсынзат Турганбаевой 51 год, и она управляющий акционер компании «Супара».

Этнокомплекс «Супара Кок-Жар» принимает гостей уже 12 лет, и уже семь лет работает этнокомплекс «Супара Чункурчак». Также компания производит кыргызские конфеты «Супара талкан» из натуральных экопродуктов в бельгийском шоколаде по историческим рецептам. В этом году открылся миниатюрный музей в этнокомплексе «Супара Кок-Жар». Жанылсынзат Турганбаева рассказывает о своем опыте и о роли женщин в современном туризме в Кыргызстане.

О создании «Супары»

Идея «Супары» – возродить и продвигать кыргызскую культуру, чтобы передать ее другому поколению. Слово «супара» переводится как скатерть: когда еще не было клеенок или тканей, кочевники придумали делать из шкуры скатерть там, где месили и раскатывали тесто. Будучи историком по образованию, Жанылсынзат Турганбаева занималась управлением, организацией кухни и оформлением домов и юрт. Задача была все воссоздать из натуральных материалов и вручную. Для этого потребовалось найти ремесленников, которые работали с кожаными изделиями, с деревянными материалами, с войлоком, и сегодня «Супара» сотрудничает с большим количеством талантливых мастеров. 

О менеджменте

Жанылсынзат Турганбаева считает, что главное в туристическом бизнесе – это создать туристу такие же комфортные условия, как у него дома. Для этого необходимо комплексно рассматривать управление этнокомплексом, не забывать важные нюансы, и именно такой подход, говорит Жанылсынзат Турганбаева, «присущ женщинам, потому что мы можем работать в режиме многозадачности, контроля и выполнения. Муж [Табылды Эгембердиев, основатель компании «Шоро» и автор идеи «Супары»] мне всегда говорил, что мы должны встречать нашего гостя на самом высшем уровне и ухаживать за ним, как за маленьким ребенком. Поэтому я в менеджменте и управлении как мать, а наши гости как мои дети, которых я люблю». 

a80b26a7 9ec9 41e3 96e0 0c596bb8c2d5 Этнографический туризм: «Супара» – место с живой энергетикой

Про гостей

Изначально ориентированный на иностранных гостей, этнокомплекс оказался популярен и среди кыргызстанцев. При его создании учитывались пять чувств человека: когда гость приезжает, он сначала видит юрты, дома и традиционный интерьер. Тут же срабатывает чувство осязания, потому что человек может потрогать различные элементы декора. Потом подаются блюда, приготовленные по старинным рецептам. Это все сопровождается национальной музыкой и запахами арчи или горящих дров.

ffd3bed2 c0a1 4d97 be2a 5ae063a90349 Этнографический туризм: «Супара» – место с живой энергетикой

Про первых клиентов

Когда этнокомплекс еще не был достроен, гости из Чехии захотели сыграть в нем свадьбу. Жанылсынзат Турганбаева вспоминает, что даже кухня была не готова и пришлось заказывать кейтеринг. На свадьбе было 200 человек: потом эти 200 человек рассказали о «Супаре» своим знакомым, и так о ней узнали за границей. Тогда предпринимательница поняла, что каждого гостя нужно принимать с большим уважением и любовью, и тогда они вернутся. Также приезжают кыргызстанцы, которые живут и работают за границей: они привозят с собой своих иностранных друзей или коллег, чтобы показать родную культуру. 

Об особенностях туризма в Кыргызстане

Жанылсынзат Турганбаева говорит, что главные особенности Кыргызстана – воздух, вода, первозданная природа и люди. «Супара» рассчитана на туриста, который тянется к природе. В комплексах нет, например, ухоженного английского газона: создатели хотели сохранить природный вид. На территории можно встретить редкие растения, которые Табылды Бердигулович специально привозил из горных местностей. Для развития туризма, считает Жанылсынзат Турганбаева, необходимо создавать условия и сервис, а природу не трогать. Например, если проложить хорошие дороги к природным достопримечательностям, до которых трудно добираться, и создать условия для комфортного жилья, то остальное сделают природа и местные жители. 

Об успехе

Залогом успеха Жанылсынзат Турганбаева называет уникальный стиль и дизайн, а также соблюдение традиций и натуральность. Необходимо обращать внимание на каждую мелочь – гости это почувствуют. «Хозяева нашего комплекса – это наши гости, – говорит Жанылсынзат Турганбаева. – Они должны быть полностью удовлетворены и находиться в безопасности у нас».

Также этнокомплекс покупает все молочные продукты только у местных жителей: это дорого, но так оказывается поддержка гражданам Кыргызстана.  

0882c88e d19d 4f33 9f97 b57849f119db Этнографический туризм: «Супара» – место с живой энергетикой

О качествах, которые необходимы для работы в туристическом бизнесе

Такими качествами Жанылсынзат Турганбаева считает дальновидность и перфекционизм, внимание к деталям, постоянное желание совершенствоваться и любовь к гостям. В своей работе она пришла к выводу, что важно выступать в роли «доброго полицейского», чтобы у ее заместителей был рычаг контроля, а руководитель выступал в роли опоры для сотрудников. Они должны всегда знать, что могут рассчитывать на руководителя.

«В своей работе я стараюсь почувствовать каждого своего сотрудника, чтобы понять, на что они способны, и потом я для них придумываю вакансии. Наверное, этим отличается женский подход от мужского», 0 отмечает Жанылсынзат . 

О традициях гостеприимства

Жанылсынзат Турганбаева подчеркивает, что кыргызская культура богата традициями гостеприимства, и рассуждает о вкладе местных жителей в развитие туризма. «Мы отличаемся своим гостеприимством и желанием показать гостям нашу культуру и традиции, – говорит она. – У нас в комплексе гости могут наглядно увидеть, как мы готовим хлеб, айран, куруты, а для иностранных гостей это все очень интересно. Почему я также отметила людей – потому что наши люди могут все показать и обо всем рассказать: и про природу, и про еду, и про национальные сувениры, и про уход за животными. Это является нашей особенностью. Мы можем и должны гордиться культурой, традициями и людьми».

Данный материал был подготовлен в рамках кыргызско-германско-швейцарской программы «Зеленая экономика и устойчивое развитие частного сектора в КР», имплементируемая GIZ.