Аза Мигранян: От нового кабмина не стоит ждать мгновенного экономического чуда

В Кыргызстане меньше месяца назад приступил к работе новый кабинет министров во главе с Акылбеком Жапаровым. Как ранее отмечали многие эксперты, новое правительство начало работу в очень сложное и ответственное время.

О стартовых позициях нового кабмина и о прогнозах его работы в интервью редакции Bulak.kg рассказала международный эксперт, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Аза Мигранян.

– Аза Ашотовна, в Кыргызстане начало свою работу новое правительство. Как вы считаете, каковы стартовые позиции недавно сформированного кабмина и прогнозы экономического развития с учетом ситуации в республике?

– Социально-экономическая ситуация в Кыргызстане отличается высокой степенью нестабильности и зависит от ситуации на внешних рынках, динамики ценовой конъюнктуры на ресурсы и волатильности спроса. Это обусловлено структурой национальной экономики республики. К концу 2000-х в республике сформировался мощный сектор торгово-посреднической деятельности, основанный на системе реэкспорта готовой продукции в сопредельные страны. Доминирование рынков оптовой и мелкооптовой торговли в основных центрах торговли (Дордой, Кара-Суу и т.п.) позволяли властям обеспечить доходы (экспортную выручку) в секторе малого и среднего бизнеса и, самое главное, обеспечить высокий уровень занятости населения в этом сегменте. 

К концу 2010-х годов доля торговли и сервисных услуг выросла, заместив потери промышленного производства. Промышленный сегмент в экономике в основном представлен горнорудным сегментом, переработкой и производством сельскохозяйственной и пищевой продукции, но по удельному весу они еще не могут определять систему отраслевых отношений. Сюда же можно отнести кыргызскую швейную промышленность, она получила заметный импульс после 2015 года, когда республика вступила в Евразийский союз.

За последние годы резко снизился удельный вес кыргызской энергетики в производимом валовом продукте, ее роль в экспорте и характер влияния на экономическую политику государства.

Указанные особенности в период пандемии коронавируса усугубили кризис экономики (сокращение объемов ВВП на 8,6%, рост внешнего долга до 68% от ВВП, инфляция 9,4%, а продовольственных товаров – выше 17%, ухудшение сальдо торгового баланса, спад инвестиционной активности).

Поэтому старт работы в подобных условиях для любого даже самого высоко квалицированного кабмина не сулит мгновенного улучшения экономической ситуации. Что, собственно, и подтверждается данными статистики 2021 года: лишь к осени удалось выйти на рост ВВП на 0,1% (причем в сравнении с низкой базой 2020 г.), однако это не решило проблем снижения уровня жизни. В случае сохранения стратегии инерционного восстановительного роста экономики, сохранятся все перечисленные проблемы, маскируясь показателями роста валовых показателей.     

Насколько справедливо можно говорить о потенциале развития сегодняшнего Кыргызстана?

 – Я бы пока не стала говорить о потенциале экономического развития, так как до сих этим потенциалом в полной мере не удалось воспользоваться предыдущим руководителям. Для решения этой задачи правительству необходимо решить ряд проблем по формированию конкурентоспособной модели национальной экономики.

Частично эти проблемы обозначены в Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 года, представленной новым кабмином: поддержка государством базовых бюджетообразующих предприятий, социальной инфраструктуры, инфраструктуры обеспечения экономической и социальной безопасности, поддержка и развитие цифровизации системы государственного управления, налоговых и социальных служб, стимулирование малого и среднего предпринимательства посредством развития финансовой инфраструктуры, стимулирование государственно-частного партнерства, поддержка экспорта сельхозпродукции,  и т.п.  

Реализация поставленных в программе задач в полной мере могла бы помочь правительству в создании потенциала роста промышленного сектора, стимулировании инвестиционного притока, повышении деловой активности и предпринимательства. Однако для этого необходим комплексный подход по изменению инвестиционного климата в республике, разработке программ кооперации и создания рабочих мест в промышленном секторе, переходу к социально-ориентированному подходу в системе макроэкономического регулирования.