10 декабря 1948 года в Париже на Генеральной Ассамблее недавно образованной Организации объединенных наций была принята Всеобщая декларация прав человека, заложившая современную международную систему прав и свобод.
Почти за два года до пленарного заседания ассамблеи, в феврале 1947 года, три дипломата, представлявших США, Китай и Ливан, начали разрабатывать декларацию или Международный билль о правах. Вдохновителем и движущей силой этой маленькой группы, переросшей в большое движение, стала Элеонора Рузвельт, первая глава Комиссии ООН по правам человека, бывшая первая леди США, последовательная сторонница продвижения идей прав человека и социальной справедливости.
Декларация прав человека вырастала из ужасов второй мировой войны, когда человечество после убийств миллионов наконец начало осознавать необходимость договариваться не только о всеобщем мире, но и о ценности человеческой жизни. Впервые наряду с заботой о предотвращении войны между государствами человечество стало декларировать важность защиты человека от действий со стороны государства.
Представляя документ Генеральной Ассамблее, Элеонора Рузвельт сказала: «Сейчас мы стоим на пороге величайшего события как в жизни ООН, так и в жизни всего человечества. Эта декларация вполне может стать международной Великой хартией вольностей для людей всего мира».
Принимая Всеобщую декларацию прав человека, страны-учредительницы ООН и те государства, которые присоединялись к подписантам, признавали, что высшей ценностью человечества является сам человек. Не государство, не социальные, культурные, этнические или религиозные группы, а каждый отдельный человек. Который самим фактом своего рождения обретает ценность и наделяется неотъемлемыми правами и свободами.
Это новое видение места человека в мире нашло отражение в 30 статьях документа, реализация которого стала добровольным обязательством государств по отношению к гражданам и людям без гражданства. Разные государства выбрали разные пути для воплощения Всеобщей декларации прав человека, далеко не все из них могут считать, что добились успеха.
Права человека и государство: три подхода
Всеобщая декларация положила начало архитектуре системы прав человека, которая опирается на основные документы ООН, такие как Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации и другие. Включает в себя многосторонние международные документы и двусторонние договоренности, а также национальные законодательства стран, входящих в ООН. Общая архитектура дала возможности для всех государств-членов ООН создать условия для реализации прав человека на своих территориях.
Спустя 75 лет после принятия Всеобщей декларации можно говорить о том, что сформировались три основных подхода к реализации прав человека в зависимости от типа государства, его базовых принципов, способов организации власти и управления.
Правовое государство или государство для человека
В перечне стран, признающихся лидерами в соблюдении прав человека, чаще всего называют скандинавские Данию, Норвегию и Швецию, Финляндию, Канаду, Австралию и Новую Зеландию, а также Швейцарию, Германию, Нидерланды и Японию. Высокая оценка не исключает отдельных случаев нарушений различного рода прав, но показывает отсутствие систематических нарушений, которые могли бы квалифицироваться как отказ от приверженности государства духу и букве Всеобщей декларации прав человека.
Причины такого положения дел с правами людей в этих странах коренятся в ограничениях власти. Такие государства устанавливают и поддерживают институциональные, правовые, моральные нормы, которые препятствуют произволу, манипуляциям, притеснениям и гонениям со стороны государственных учреждений, политических партий, отдельных индивидуумов, обладающих политической, административной, финансовой или иной властью. Характерными признаками таких государств являются принцип господства права, примат закона, принцип разделение властей, система сдержек и противовесов, независимость судебной системы.
Государство – высшая ценность
Противоположный подход, приверженцы которого создают предпочтительные права для государственных институтов и защищают государство от критики граждан посредством нормативно-правовых актов, судебной системы, карательных практик, силовых органов, влияния на общественное сознание.
Такие государства тяготеют к различным формам авторитаризма, часто и обоснованно критикуются за нарушения прав женщин, этнических и религиозных меньшинств, за подавление свободы слова, нарушение политических и социальных прав граждан.
Список государств-нарушителей включает десятки стран, находящихся на разных континентах, имеющих большую и малую численность населения, разную культуру и вероисповедание, ВВП на душу населения, но одинаково стремящихся ущемлять права и свободы своих граждан. Это то, что объединяет Китай и Никарагуа, Россию и Зимбабве, Туркменистан и Демократическую Республику Конго, Египет и Венесуэлу.
Неуемное стремление подобных государств поставить себя выше закона опирается на нехитрый постулат о том, что закон призван обслуживать власть, раз уж она, власть, этот закон сама же пишет и сама принимает. Кто и что может помешать обладателям власти превратить закон в сервисную функцию для обслуживания своих групповых интересов.
Логика развития авторитарных государств толкает их ко все большему ущемлению прав человека. Законодательство, суды и другие государственные институты перестают выполнять свою роль защиты граждан. Государство все больше превращается в заложника узкого круга людей. Одновременно уменьшается количество групп, имеющих доступ к власти как основному не только политическому, но и экономическому, финансовому, силовому ресурсу. И тогда государственная власть концентрируется в руках одного человека или отдельной группы, например, политической партии, а государство становится главным гонителем граждан, узурпатором прав человека, отрицающим фундаментальные права на жизнь, свободу, передвижение, собственное мнение и несогласие с действиями властей.
Частная собственность на государство
Малочисленная и самая радикальная разновидность государств современного периода, в которых коллективный или индивидуальный лидер обладает сверхконцентрацией власти, приводящей к потере государством самостоятельности, а гражданами – фундаментальных прав и свобод.
Наверно, наиболее известным и хорошо изученным кейсом является сталинский Советский Союз. Где граждан лишали жизни, массово отправляли в концентрационные лагеря, насильственно перемещали, не выдавали паспорта, лишали возможности изучать родные язык и культуру. А также пост-сталинский СССР, который принуждал к насильственному психиатрическому лечению, выдворял часть населения из городов, запрещал выезд из страны, лишал права получать информацию, высказывать собственное мнение, проводить собрания и митинги.
В этом же ряду стоит маоистский Китай с его великой пролетарской культурной революцией, от которой пострадали до 100 млн человек и лишились жизни около миллиона. Куба после установления коммунистического режима Кастро, просуществовавшего до начала 21 века. Северная Корея семейства Кимов, тоталитарный режим в которой широко известен практическим отсутствием политических свобод. Сирия после прихода к власти отца и сына Асадов. Теократические Иран и Афганистан – мировые лидеры в нарушении прав женщин, религиозных и этнических меньшинств. Хотя, если говорить о последних, то китайская политика систематического подавления религиозного и этнического меньшинства – уйгуров, их насильственная отправка в так называемые лагеря перевоспитания, электронная слежка, культурная ассимиляция могут вывести Китай в чемпионы.
Отличительные черты перечисленных выше стран – это неограниченная власть лидера, деятельность которого ничем не контролируется и решения которого никем не оспариваются. Лидер формально несет ответственность за принятые решения, но никакой государственный институт или общество не имеют инструментов контроля и привлечения лидера к ответственности. Граждане отстранены от процесса принятия решения и могут лишь легитимизировать решения лидера во время плебисцитов. Культ личности лидера становится логичным завершением оформления подобного режима.
Реквием по правам в Кыргызстане?
Кыргызстан присоединился ко Всеобщей декларации прав человека в 1994 году и провозгласил свое стремление создать необходимые условия для реализации во всей полноте прав человека на жизнь, свободу и достоинство. Фактом присоединения он подтвердил обязательства Кыргызской Республики охранять права человека властью закона и силой государственных институтов.
За почти 30 лет в качестве подписанта Всеобщей декларации прав человека кыргызское государство по-разному относилось к своим обязательствам. Транзит Кыргызстана от советского тоталитаризма к демократическому государству был непоследовательным и прерывистым и, как показывают последние три года, может быть обращен вспять.
В годы лавинообразной демократизации 90-х годов Кыргызстан активно принимал международные стандарты в области прав человека и адаптировал их в национальном законодательстве. Основные права человека, такие как право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право на защиту от дискриминации, на защиту закона, на образование, охрану здоровья, жилище, работу, право на мирные собрания и ассоциации нашли отражение в законодательстве КР через нормативно-правовые акты разного уровня.
В начале 2000-х Кыргызская Республика разработала национальную стратегию «Права человека», позднее создала Координационный совет по правам человека при правительстве, ставший приемником Комиссии по правам человека при президенте. В эти годы правительство считало успехом то, что Кыргызстан называют страной НПО, показывая свою заинтересованность в развитии гражданского общества и независимых медиа.
Откат от стремления к демократическим ценностям и принципам прав человека наблюдался в 2006-2010 годах при Бакиеве, чье президентство ознаменовалось попыткой проведения анти-конституционной реформы и возросшим числом нарушений политических и экономических прав граждан. Кульминацией подавления свобод стал расстрел в апреле 2010 года 89 протестующих на главной площади столицы республики.
Опыт парламентско-президентского государственного устройства дал Кыргызстану еще один шанс на полноценную реализацию принципов и норм прав человека, заложенных еще в 1948 году. Так принятая в июне 2010 года Конституция в отношении культурных традиций и морально-нравственных правил народа признавала законными те, что не ущемляли права человека. Уголовный кодекс в соответствии с международными стандартами защищал право людей на неприкосновенность частной жизни, включая переписку, телефонные переговоры, почтовые и другие сообщения, и устанавливал наказание в виде лишения свободы, если нарушение совершалось государственным должностным лицом.
Закон «О мирных собраниях», ставший ключевым в законодательстве Кыргызстана в области защиты права граждан на свободу мирных собраний, предусматривал, что ни один другой закон КР не мог «противоречить его положениям в качестве действующего закона», а также предусматривал «положение, что никаких запретов, ограничивающих право на свободу мирных собраний, не может быть установлено стоящими иерархически ниже закона нормативно-правовыми актами».
Закон «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления» дал возможность гражданам искать, получать, исследовать, передавать информацию о деятельности государственных институтов, что позволило внедрить принцип гласности и прозрачности, который в свою очередь позволил общественным организациям и медиа наблюдать и критиковать необоснованные действия должностных лиц.
После смены политической власти в октябре 2020 года Кыргызстан вошел в крутое пике и начал стремительно терять свои позиции в международных рейтингах прав и свобод, переместившись из группы частично свободных стран в группу несвободных. Кыргызская Республика основательно обустроилась в сообществе авторитарных государств, сменив имидж «островка демократии» на прозвище «заднего двора» своей бывшей метрополии. Три года подряд, в 2021, 2022 и 2023 годах, Глобальный индекс свободы признает Кыргызстан несвободной страной, что говорит о тенденции и подтверждается систематическим давлением на гражданских активистов, журналистов, блогеров, активных пользователей социальных сетей. Судебные иски, задержания, аресты, уголовные наказания, лишение гражданства и выдворение из страны, слежка, незаконная прослушка и видеонаблюдение, язык вражды, шантаж, закрытие СМИ стали распространенными карательными методами государства по отношению к гражданам и медиа.
К 75-летнему юбилею Всеобщей декларации прав человека Кыргызстан перестал даже формально стремиться к созданию правового государства и растерял свои достижения предыдущих периодов. В преддверии юбилея правительство КР могло бы сообщить гражданам одну добрую и одну дурную весть. Кыргызстан был избран в Совет по правам человека ООН, заручившись поддержкой 126 государств. В самом Кыргызстане нарушения прав и свобод достигли небывалых размеров с момента присоединения ко Всеобщей декларации.
Чолпон Ногойбаева