Министр здравоохранения Алымкадыр Бейшеналиев высказался относительно использования гранта Глобального фонда на борьбу с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией.
На заседании комитета Жогорку Кенеша по социальной политике депутат Жылдыз Садырбаева поинтересовалась у заместителя министра здравоохранения Бубужан Арыкбаевой, какую должность она занимает в страновом координационном комитете, который подает заявку в Глобальный фонд.
Замминистра ответила, что в настоящее время комитет расформирован, но ранее она была его председателем.
По словам депутата, 53% заявки направлено на поддержку сообществ – гормональная терапия, разработка стратегии развития, ароматизированные презервативы, смазки, и только 2% – на поддержку системы здравоохранения. Она спросила, почему СКК направил такую заявку.
“Вы этой заявкой подрываете этот генофонд. Вы знаете, что такое гормонально-заместительная терапия. Почему позволяете себе такую заявку отправлять?” – уточнила Садырбаева.
Арыкбаева ответила, что решение принимается всеобщим голосованием членов СКК, а не председателем.
“Чьи интересы вы защищаете? Заместительная гормональная терапия, которая способствует переходу из мужчины в женщину, женщины – в мужчину. Вы способствуете, чтобы кыргызский народ деградировал? Какая там профилактика, объясните мне. Какое она имеет отношение к профилактике ВИЧ/СПИД?” – возмутилась депутат.
Замминистра ответила, что понимает Садырбаеву и сама была против этого пункта, но решение принималось государственными органами и неправительственными организациями сообща. “Тем более на последнем заседании, когда принималось решение, меня не было из-за трагедии в семье, а вы принимали участие. Тогда было голосование по каждому пункту. Мой голос равен голосу остальных членов”, – сказала она депутату.
Садырбаева заявила, что пока председатель заявку не подпишет, она не будет отправлена в Глобальный фонд.
“Столько лет работает этот проект, и с каждым годом количество больных не уменьшается. Все эти мероприятия не имеют никакой эффективности. Настолько извратились, что отдаете такие огромные деньги сообществам, когда основное распространение СПИДа идет среди основного населения. Почему вы так их интересы оберегаете? Это просто люди с другими половыми предпочтениями, ничем они не уязвимы. Почему вы не защищаете детей и женщин? Почему нет психологов для детей с туберкулезом, а консультация психологов для ЛГБТ есть? Вы все время проводите политику, защищая, с вашей точки зрения, эти уязвимые группы. Непонятно, чем они уязвимы”, – ответила депутат.
Она также спросила у заведующего отделом здравоохранения и социального развития аппарата кабинета министров Санжарбека Исаева о том, почему, будучи членом СКК несколько сроков, он не поднимал вопроса о неэффективном использовании средств Глобального фонда.
Он ответил, что был таким же членом комитета, как и другие.