Депутат Жогорку Кенеша Надира Нарматова предлагает ликвидировать обменные бюро. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики и в Закон Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов»)» вынесен на общественное обсуждение.
По словам инициатора, закон нацелен на обеспечение эффективности, целостности и безопасности на валютном рынке республики.
В справке-обосновании отмечается, что по итогам мониторинга, проводимого Национальным банком, в республике в 2015 году количество обменных бюро достигало порядка 600-700 точек. Распространение безлицензионной деятельности в те годы было обусловлено низкими размерами административных штрафов (до 1 500 сомов), которые в 2016 году, согласно внесенным поправкам в Кодекс КР об административной ответственности, были увеличены до 100 000 сомов для физических лиц, 150 000 сомов — для должностных лиц и 250 000 сомов — для юридических лиц. В результате проведенной работы к административной ответственности в 2016 году были привлечены и оштрафованы 69 лиц на 101,0 тыс. сомов, 2017 году — 21 лицо на сумму 2 250 тыс. сомов, 2018 году— 26 лиц на сумму 2 600 тыс. сомов.
“При этом, основными нарушениями в деятельности обменных бюро являются непредставление/некорректное/неполное предоставление отчетов в Национальный банк, нарушение кассовой дисциплины, несоблюдение требований законодательства в сфере противодействия финансирования террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
Учитывая, что нарушения, осуществляемые обменными бюро, несмотря на все меры, принимаемые Национальным банком, продолжаются на постоянной основе, то можно с уверенностью сказать, что реальные объемы оборотных средств обменных бюро могут в десятки раз превышать отражаемые в отчетности, тем самым доходы от такого теневого оборота также могут в десятки раз превышать предполагаемые доходы и соответствующие отчисления в налоговые органы Кыргызской Республики.
В обменных бюро в среднем работают 3 человека, количество занятых работой сотрудников в системе обменных бюро составляет примерно от 450 до 1350 человек. И есть подтвержденные факты отсутствия трудовых соглашений и договоров материальной ответственности с некоторыми сотрудниками обменных бюро, что категорически противоречит требованиям банковского законодательства. Кроме того, зачастую в помещения обменных бюро запускаются лица, не имеющие отношения к данной деятельности, а иногда таковые лица могут получать доступ к кассе без соответствующих разрешительных документов, что, безусловно, несет в себе большие риски. Отсутствие трудовых соглашений с сотрудниками влечет за собой не только отсутствие налоговых поступлений в бюджет, но и также полную незащищенность данных граждан республики в целом как сотрудников таких организаций.
Суммарные платежи по налогам за обязательный патент обменных бюро за 2019 год составили порядка 37 млн сомов. Ввиду несоразмерности оплаченных налогов с оборотами и получаемыми доходами обменных бюро необходимо исключить обменные бюро, и предоставить право осуществлять все валютные операции в соответствующих организациях, где внутренний контроль осуществляется на более высоком уровне, что также отразится на налоговых отчислениях в государственный бюджет страны.
В свете последних мартовских событий 2020 года, когда обменные бюро, воспользовавшись ситуацией неопределенности и нервозности, связанной с событиями в стране и общий мировой экономический кризис, а также распространение коронавирусной инфекции COVID-19 и объявления со стороны ВОЗ того, что с 11 марта 2020 года вспышка приобрела характер пандемии, выставили на вторичном рынке необоснованные обменные курсы на доллары, которые вызвали в последующем искусственный ажиотаж и соответственно повышение спроса на иностранную валюту.
Все данные события, а также необходимость пресекать факты установления необоснованно низкого или необоснованно высокого курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте, и усиления мер по защите прав потребителей предопределяют необходимость не просто более жесткого контроля участников данного рынка, но и необходимость ликвидации обменных бюро в форме физического либо юридического лица из списка лицензируемых и регулируемых субъектов Национального банка.
Ажиотаж на рынке наличной иностранной валюты, создаваемый и подогреваемый обменными бюро, формирует у населения и бизнес-структур искусственные девальвационные ожидания. Как следствие, начинается активизация перевода активов в национальной валюте в активы в иностранной валюте. Это, в свою очередь, приводит к еще большему давлению на обменный курс, ускорению темпов обесценения сома и, соответственно, росту импортируемой инфляции.
Благодаря данным изменениям будут регулироваться колебания обменного курса иностранной валюты, что, в целом, характерно для данного рынка. Такие изменения повлекут за собой в том числе национальную безопасность валютного рынка страны, а также безопасность граждан Кыргызской Республики”, – говорится в справке-обосновании.