В социальных сетях активно распространяются видеоролики, где разные группы людей якобы активно выражают поддержку в адрес действующих властей и осуждают действия активистов, требующих обнародования документов по водохранилищу Кемпир-Абад.
Редакция Bulak.kg внимательно изучила эти ролики и выяснила, что в них не так.
- Манипуляция в речи
Ролики схожи тем, что от имени районов и областей выступает один человек, остальные сзади скандируют, повторяя его. Также эти видео транслируют одну и ту же риторику:
“Нам нужен мир, глава государства работает хорошо. Все предыдущие революции ни к чему хорошему не привели. Мы поддерживаем Садыра Жапарова, Камчыбека Ташиева”.
Спикеры, выступающие от имени районов и областей, осуждают участников митинга Реакция 5.0, который прошел в Бишкеке 24 октября, которые требовали освободить задержанных активистов и прозрачного рассмотрения вопроса по Кемпир-Абаду. Часть спикеров обвиняет их в попытке захвата власти.
Видеоролики, снятые с из разных регионов, также транслируют государственные каналы и Region.kg.
Донося один и тот же месседж до аудитории спикеры используют такой вид манипуляции, как повторение. Повторение – повторение определенного символа, слогана или текста для наилучшего запоминания его аудиторией.
- “Свои люди”
Несмотря на то, что спикеры выступают от имени народа целых районов и областей, на видео мы видим приближенных к главе государства.
К примеру, ранее журналисты Т-media выявили, что мужчина, выступавший в Узгене в поддержку президента от имени всей молодежи является экс-депутатом сельского кенеша Мырза Аке. Зовут его Эргешев Женишбек Анарбаевич.
В 2020-м году он работал в штабе «Мекенчил» и организовывал агитационные встречи партии с избирателями.
На другом видео со словами поддержки в адрес властей выступает еще один сторонник президента, выходец из партии “Мекенчил” Торохан Жунусбеков.
Напомним, что в октябре 2020 года он пытался захватить должность мэра города Бишкек. Но, позже возглавил Агентство ритуальных услуг при ведомстве. При этом заявил что его кандидатуру поддерживает сам Садыр Жапаров.
В декабре 2020 года назначен советником гендиректора «Мегаком». Но вскоре он прокомментировал свое назначение и заявил что его заставили сесть на эту должность.
- Язык ненависти, запугивание и статьи Уголовного кодекса
На видеороликах спикеры используют язык ненависти, применяя такие ярлыки к митингующим как “шайки”, “басмачи”, “эл бузарлар” (смутьяны), “иритип”, “сасыйт” и т.д.
В одном из роликов выступающий обратил внимание на имя Риты Карасартовой, переиначив ее на кыргызский лад “ирит” ( в переводе на русский “прокисшее”, “испорченное”) и заявив, что она якобы портит весь кыргызский народ. А в отношении Асии Сасыкбаевой, спикер придрался к ее фамилии, заявив, что “ее деды правильно сделали, что поставили фамилию “Сасыкбай”, у нас говорят “Сасыйт экенсин, тур нары” (перевод: “Ты воняешь, отойди отсюда”).
Это же спикер обратился к властям и к парламенту с просьбой принять закон, который бы позволял народу самому расправляться, уничтожать смутьянов.
А на видеоролике, опубликованном 24 октября в Facebook, спикер и вовсе угрожает применить оружие к оппонентам властей (перевод – Bulak.kg).
“Они не желают Кыргызстану ничего хорошего. Возьмут деньги из-за рубежа, положат в карман, устроив здесь беспорядки, могут убежать из страны. Кыргызстан наш и наших с вами детей. Давайте будем стоять крепко. Уничтожим подобных басмачей. Не будем бояться. Более того, я попрошу оружия у Садыра Жапарова и Камчыбека Ташиева. Я сам охотник. Пусть дадут мне оружие, и я расстреляю их по одному. Нам никто не нужен кроме Садыра и Камчы”.
Подобные высказывания подпадают под статьи 139 Уголовного кодекса КР (“Угроза применения насилия, опасного для жизни и здоровья”) и 252 (Угроза совершения акта терроризма для совершения действий, создающих опасность гибели людей).
Это не первый случай когда сторонники властей публично угрожают совершить акты насилия, но правоохранительные органы закрывают на это глаза.
Так, 13 октября на митинге за закрытие независимых СМИ, организатор Илимбек Исраилов открыто заявил, что пойдет на “экстремистские действия, угрожал сломать “что-нибудь операторам “Азаттык”, а также поджечь их офис. Причем поджечь днем, а не ночью, чтобы в офисе были люди. Жипаргул Баргибаева поддержала “коллегу” и заявила, что не видит ничего плохого в том, чтобы бросить в офис “Азаттыка” две бутылки бензина.
До сих пор правоохранительные органы не дали правовую оценку этим высказываниям, хотя в них есть признаки преступления предусмотренных статьей 139 Уголовного Кодекса КР (“Угроза применения насилия, опасного для жизни и здоровья”), а также ст. 252 (“Акт терроризма” путем совершение поджога создающих опасность гибели людей).
При этом на многих членов Комитета по защите Кемпир-Абада возбудили уголовное дело по статье “Массовые беспорядки” и водворили в СИЗО-1 лишь за разговор на собрании, причем в их словах (кроме политиков Дуйшебаева и Асанова) отсутствовали призывы к насилию и беспорядкам.
Вывод: в видеороликах в поддержку властей от имени народа спикеры использовали манипуляцию, язык ненависти, а также высказывания, подпадающие под статью Уголовного кодекса. Среди спикеров можно увидеть сторонников власти. Также наблюдается избирательное применение закона.
Авторы: Асель Сооронбаева, Рахатай Абдимиталип кызы, Семетей Аманбеков