Президент Садыр Жапаров сегодня временно отстранил от должностей главу Минздрава Алымкадыра Бейшеналиева и генерального прокурора Курманкула Зулушева, «учитывая сложившиеся личностные отношения между министром и генпрокурором».
Ранее, 2 июня, министра здравоохранения задержали по подозрению в коррупции. По данным Генпрокуратуры, в отношении чиновника и других должностных лиц Минздрава возбуждено 7 уголовных дел.
Накануне президент Жапаров заявил, что создал комиссию, которая изучит “справедливо ли генпрокурор возбудил на главу Минздрава уголовные дела”.
Редакция Bulak.kg обратилась к политологам с просьбой прокомментировать последние события.
Эмиль Джураев: Решение отстранить Бейшеналиева и Зулушева продиктовано политическими мотивами
– Обычно такое делается для обеспечения беспристрастности расследования. Но тут это не подходит: генпрокурор выполнял свою прямую функцию, и дело не имело личностной стороны между Зулушевым и Бейшеналиевым. Вдобавок, оба человека, на наш общественный взгляд, являлись людьми внутреннего, узкого круга власти. Уже то, что президент вчера назначил специальную комиссию по проверке основания для задержания, говорит, что этот внутренний круг стал не солидарным, — считает Джураев.
Игорь Шестаков: В ближайшее время в команде президента Жапарова могут произойти кардинальные перемены
– Отстранение Зулушева можно расценивать как сигнал для других высокопоставленных персоналий. Учитывая, что Бейшеналиев являлся ключевым чиновником в команде президента, и в целом самым хайповым министром, благодаря его баталиям с лидерами медицинского бизнеса КР, его не случайно в СМИ иногда называли неприкасаемым, глава государства решил, скорее всего, исключить возможность влияния на следствие многочисленных оппонентов главы Минздрава, — говорит политолог.
Шерадил Бактыгулов: Отстранить на время следствия Бейшеналиева и Зулушева — логичное решение
– Интригу добавляют сложившиеся сложные отношения между Алымкадыром Бейшеналиевым и генпрокурором Курманкулом Зулушевым. Ведь именно последний выдвинул обвинения против министра, а задержание производила Генпрокуратура. В такой деликатной обстановке логично отстранение на период следствия от должности обоих лиц в целях обеспечения объективности следствия. Также, учитывая общественный резонанс, создание комиссии является наиболее оптимальным выбором – нельзя допустить, чтобы властные полномочия какого-либо начальника использовались для выяснения личных отношений, — считает политолог.
Шерадил Бактыгулов также разъяснил ситуацию с временным отстранением генпрокурора от должности.