Политолог Денис Бердаков считает, что новый законопроект «Порядок формирования и обращения электронной товаротранспортной накладной» несет в себе угрозу мелкорозничным магазинам.
Мелкая розница в Кыргызстане бьет тревогу — всему виной очередной сырой закон о «Порядке формирования и обращения электронной товаротранспортной накладной».
Простыми словами, с 1 апреля апашка в селе, торгуя сигаретами и алкоголем, должна теперь иметь навыки опытного компьютерного пользователя иначе есть риск остаться без товара. Ведь отгружать товар дистрибьютор имеет право только после специального подтверждения в электронной накладной в интернете.
Обо все по порядку.
Сейчас над владельцами маленьких магазинчиков, ларьков, небольших фермерских хозяйств нависла угроза. Вполне возможно, что из-за нового законопроекта в скором времени им придется закрыться.
Что же им угрожает? Новый законопроект, который сейчас находится на рассмотрении. Это «Порядок формирования и обращения электронной товаротранспортной накладной».
Я долго и внимательно вчитывался в него. Суть такова: поставщик товара каждый раз, при новой поставке в магазин должен внести эту информацию в базу Налоговой, указав данные магазина (как минимум, ИНН). После чего магазин в ответ должен зайти в эту базу ГНС и подтвердить отгрузку в свой адрес. Только тогда поставщик имеет право отгрузить товар.
Предполагается, что с 1 апреля законопроект будет касаться отгрузок табака, алкоголя и ГСМ. Далее в список войдут все остальные товары. Без пилотных проектов, сразу все.
В теории это звучит правильно: цифровые реформы очень нужны Кыргызстану. Они помогают бороться с коррупцией, в целом упрощают работу государственной машины. Это хорошо, что президент и правительство взялись за борьбу с тенью. Например, наконец-то разбираются авгиевы конюшни в таможне, сборе налогов и акцизов — это действительно прекрасно! Мы видим, что сбор налогов увеличивается вот уже второй год.
Да и честный бизнес только поддерживает подобные шаги — им тоже надоела многолетняя конкурентная война с «теневиками», которые платят не в Налоговую, а налоговикам.
Однако для конкретно этого законопроекта время еще не настало, а сейчас он может привести к экономическому апокалипсису (будто бы других вызовов для кыргызской экономики нынче мало).
В чем главные проблемы внедрения электронной накладной? База данной ГНС, мягко говоря, не полная. В кулуарах поговаривают, что в ней нет и половины реально существующих магазинов. Ведь речь же идет не только о сети супермаркетов, но и о крохотных ларьках, раскиданных по селам нашей прекрасной республики.
Даже если начать срочно исправлять эту ситуацию, к первому апреля бизнес никак не успеет подготовиться к нововведениям. В итоге, это превратится в головную боль для дистрибьюторов и магазинов.
Что в итоге произойдет? Поставщики просто не станут заморачиваться с оформлением тысяч и тысяч отгрузок в мелкие магазины по всей стране. Возьмем даже сферы сигарет, алкоголя и ГСМ — там дистрибуцией занимаются компании-гиганты. Столкнувшись с таким непроработанным законом, они попросту начнут работать только с оптовиками. Там все по закону, там заморачиваться не надо. Небольшие магазинчики начнут вымирать, ведь сначала туда не будут поставлять сигареты и алкоголь, а затем продукты и товары первой необходимости.
Так править бал начнут оптовики, рынок быстро монополизируется. То есть богатые станут еще богаче, а простые предприниматели разорятся.
Есть и еще один, очень вероятный аспект. Не факт, что олигархи-монополисты будут исправно платить отчисления в госказну, а не попытаются «договориться». Тем более, нужные завязки у них наверняка есть, а значит, игра по новым правилам может и не вывести бизнес из тени.
Тем более что затеряться паре, а может и дюжине коробок, не отмеченных в электронной накладной, очень легко. В общем весь крупняк сейчас потирает руки – можно разом подмять под себя все сферу при этом сохранив возможность «левачить».
Тогда получится, что цифровизация, на которую лично я готов молиться, конкретно в этом случае станет симпатичной ширмой для обогащения оптовиков. По мне так это очень изящно — под громкими лозунгами избавиться от конкуренции и, по всей вероятности, также уйти от налогов.
В заключении немного цифр о том, что же для страны значат эти небольшие предприятия. По данным Нацстаткома, доля малого и среднего бизнеса в стране за девять месяцев 2021 года заняла целых 38,5 % от ВВП. То есть за год она выросла на полтора процента и составила 186 миллиардов сомов.
PS: Как-то раз я листал соцсети и наткнулся на простую, но очень емкую мысль. Я не помню, как она звучала в оригинале, но смысл ее был вот в чем: когда ты покупаешь товары у крупного производителя, то владелец компании приобретает себе очередную яхту. Если же ты купил то, что производит твой сосед, то значит, его дети пойдут в школу с новым портфелем.