На заседании Комитета ЖК по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и промышленной политике депутаты заслушали информацию о ходе исполнения постановления Жогорку Кенеша «О мерах по снижению уровня загрязнения воздуха в городе Бишкек».
Как сообщила пресс-служба ЖК, докладчик, министр природных ресурсов, экологии и технического надзора Динара Кутманова отметила, что из вышеуказанного постановления исполнены 3 поручения, частично исполнены 9 и не исполнены 7 поручений.
«В частности, внесен запрет на демонтаж, реализацию и перепродажу катализаторов автотранспорта, повышен налог на автомобили, имеющие большие объемы двигателей, также выданы денежные средства вместо угля для льготной категории граждан в Бишкеке. Так, в прошлом году 3 672 семьи получили 18,5 млн сомов», – сказала Кутманова.
В ходе обсуждения депутат Исхак Масалиев поинтересовался, улучшилась ли экологическая обстановка в столице с принятием мер со стороны правительства. Кутманова пояснила, что, по данным независимого мониторинга, начиная с 2016 года Бишкек стабильно входит в десятку самых грязных городов мира. «К сожалению, загрязненность воздуха сохраняется», – подчеркнула министр.
Депутат Алишер Козуев отметил, что 70% вредных выбросов приходятся на транспорт и указал на необходимость рассмотрения ответственности лиц, промышляющих разбором и снятием автомобильных катализаторов для их экспорта. Представитель кабмина пояснил, что в законодательстве нет специализированной статьи по данному правонарушению, поскольку катализаторы рассматриваются как одна из запчастей автомобиля.
Депутат Марат Мураталиев обозначил необходимость ужесточения экологического надзора за предприятиями города по исполнению ими обязательств по установке очистных систем, в том числе со стороны ТЭЦ Бишкека.
Нардеп Кундузбек Сулайманов поставил вопрос о приобретении мэрией Бишкека автобусов, соответствующих более высоким экологическим стандартам, а также предложил рассмотреть возможность приобретения в приоритетном порядке троллейбусов, как более экологичного вида общественного транспорта.
В целом члены комитета озвучили свои рекомендации для улучшения экологической ситуации в Бишкеке по следующим ключевым направлениям: продление запрета на вывоз катализаторов автомобилей, создание инфраструктуры для ввоза и использования электромобилей, рекультивация свалочного полигона, газификация частных жилых домов, проведение независимого анализа источников загрязнения, использование высококачественного бензина, открытие специализированной лаборатории и др.
По итогам обсуждения члены Комитета признали недостаточными меры правительства по снижению уровня загрязнения воздуха в столице.