Министерство внутренних дел выносит на общественное обсуждение проект постановления кабмина «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР в сфере безопасности дорожного движения».
Согласно справке обоснования, данным законопроектом предлагается внесение изменения в части усиления ответственности водителей за превышение скоростного режима, за нарушение правил обгона или маневрирования с выездом на полосу встречного движения, за автохулиганство, совершенное повторно в течение года – лишение специального права на 6 месяцев. Также предусмотрено усиление ответственности водителя за оставление места ДТП.
В МВД отмечают, что количество лиц, управляющих авто в состоянии алкогольного опьянения и совершивших в таком состоянии ДТП, увеличивается, в том числе повторно севших за руль в состоянии алкогольного опьянения.
С 2017 по 2021 год в Кыргызстане официально зарегистрировано 32 369 случаев ДТП, в которых погибло 4 006 человек, 49 639 человек были ранены. По вине водителей совершены 28 142 случая ДТП, что составляет 86,9% от общего числа аварий. Почти 70% погибших в авариях на автомобильных дорогах составляют люди активного трудоспособного возраста (25-40 лет).
Как показывает анализ, несмотря на предпринимаемые меры, не удается добиться устойчивого снижения аварийности и смертности на дорогах. Особенно высокий травматизм среди детей на дорогах. Из общего количества ДТП аварии с участием детей составляют 7 541 случай (23,1%), в которых получили травмы 8 881 (17,8%) и погибли 486 (12,1%) детей. Самыми уязвимыми участниками дорожного движения являются пешеходы и пассажиры (примерно 70% пассажиров и пешеходов).
Ключевыми причинами ДТП при существующей практике идентификации ДТП являются:
- превышение скоростного режима;
- нарушение правил обгона и маневрирования с выездом на полосу встречного движения;
- управление транспорта в нетрезвом состоянии;
- автохулигантство.
Так, в проект вносятся следующие изменения:
Лишение права управления транспортом не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, а также самовольного оставления места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются.
Водители транспортных средств, совершившие три и более раз в течение одного года правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 182 (“Управление транспортным средством с отсутствующими государственными регистрационными номерными знаками или одного из них”), частями 3, 4 статьи 187 (“Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения на величину более 40 км/час и 60 км/час”), частью 5 статьи 188, а также в случаях совершения водителем правонарушений, предусмотренных статьями 177 (“Повреждение дорожного сооружения”), 178 (“Нарушение правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений”), 179 (“Нарушение правил охраны полосы отвода автомобильных дорог”), 180 (“Нарушение правил содержания смотровых колодцев, подземных коммуникаций, находящихся на проезжей части дороги”), 181 (“Несоблюдение (превышение) установленных допустимых норм весогабаритных параметров транспортных средств для проезда по автомобильным дорогам общего пользования КР”), 182 (“Нарушение правил эксплуатации транспортных средств”), 183 (“Ответственность диагностических центров, проводящих технический осмотр, а также субъектов, осуществляющих услуги по ремонту автомототранспортных средств”), 184 (“Управление транспортными средствами без документов”), 185 (“Невыполнение водителем транспортного средства требований сотрудников уполномоченного органа в сфере внутренних дел и уполномоченного органа в сфере транспорта об остановке транспортного средства”), 186 (“Представление водителем транспортного средства недействительного водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства”), 187 (“Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения”), 188 (“Нарушение правил дорожного движения водителями транспортных средств”), 190 (“Нарушение правил дорожного движения пешеходом, велосипедистом, лицом, управляющим гужевым транспортом, погонщиком животных”), 191 (“Непредоставление транспортного средства в неотложных случаях”), 194 (“Управление транспортным средством, переоборудованным без соответствующего согласования с уполномоченным органом в сфере внутренних дел”), 195 (“Нарушение правил перевозки опасных грузов”), 196 (“Эксплуатация транспортных средств, идентификационные номера которых не соответствуют записям в регистрационных документах”), 197 (“Нарушение правил выпуска транспортного средства”), 198 (“Нарушение связанных с обеспечением безопасности дорожного движения норм и правил строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений, технического обслуживания и ремонта механических транспортных средств, находящихся в эксплуатации”), 199 (“Нарушение правил перевозок пассажиров автомобильным транспортом”), 200 (“Нарушение правил международных автомобильных перевозок”) пять и более раз в течение одного года, за исключением случаев фиксации правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются на сдачу экзамена проверки знания правил дорожного движения.
Повреждение дорожного сооружения, нарушение правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, нарушение правил охраны полосы отвода автомобильных дорог, нарушение правил содержания смотровых колодцев, подземных коммуникаций, находящихся на проезжей части дороги, предусматривают действующие штрафы и восстановление объекта в его первоначальное состояние.
Управление транспортным средством без свидетельства о регистрации (техпаспорта), а также документа подтверждающего обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельца наземного транспортного средства, влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 30 расчетных показателей (3 тыс. сомов), на юридических лиц – 130 расчетных показателей (13 тыс. сомов).
Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 км/час влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 200 расчетных показателей (20 тыс. сомов). В действующей редакции – 75 расчетных показателей (7,5 тыс. сомов).
Нарушение правил остановки или стоянки на полосе для маршрутных транспортных средств; нарушение правил учебной езды; нарушение правил перевозки грузов либо буксирования транспортных средств; выброс (оставление, складирование, сжигание) мусора и иных предметов на автомобильных дорогах водителями, пассажирами или иными участниками дорожного движения влекут наложение штрафа на физических лиц в размере 30 расчетных показателей.
Нарушение правил проезда перекрестков или проезд на запрещающий сигнал светофора либо запрещающий жест регулировщика; нарушение правил проезда пешеходных переходов, непредоставление преимущества в движении пешеходам на пешеходных переходах, а равно движение по тротуарам либо пешеходным или велосипедным дорожкам; нарушение правил пользования средствами связи водителем во время движения транспортного средства, не оборудованного техническими устройствами, позволяющими вести переговоры без помощи рук (за исключением водителей специальных транспортных средств во время выполнения ими неотложных служебных задач) влекут наложение штрафа на физических лиц в размере 55 расчетных показателей (5,5 тыс. сомов).
Нарушение правил обгона или маневрирования с выездом на полосу встречного движения влекут наложение штрафа на физических лиц в размере 150 расчетных показателей (15 тыс. сомов).
Автохулиганство, то есть умышленное действие водителя транспортного средства, демонстративно нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нарушением ПДД и эксплуатации транспортных средств (автогонки, показательная езда разного вида в неустановленных местах и т.п.), влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 75 расчетных показателей.
То же деяния, совершенное повторно в течение одного года, влечет лишение права управления транспортным средством на физических лиц сроком на 6 месяцев.
Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, при отсутствии признаков уголовно-наказуемого деяния, влечет лишение права управления транспортным средством на физических лиц сроком на 6 месяцев.
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и другими одурманивающими веществами, влечет лишение права управления транспортным средством на физических лиц сроком на 3 года.
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и другими одурманивающими веществами, совершенное повторно в течение срока лишения, влечет лишение права управления транспортным средством сроком на 10 лет.
Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, находящимся в состоянии опьянения алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и другими одурманивающими веществами, влекут применение ареста на физических лиц на трое суток.
То же деяние, повлекшее причинение материального ущерба либо по неосторожности вреда здоровью человека, если в действиях правонарушителя не имеются признаки уголовно-наказуемого деяния, влечет применение ареста на физических лиц сроком на 7 суток.
Управление транспортным средством лицом не имеющим права управления этим средством, находящимся в состоянии опьянения алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и другими одурманивающими веществами, совершенное повторно в течение года, влечет применение ареста на физических лиц сроком на 7 суток.
Это же деяние, повлекшее причинение материального ущерба либо по неосторожности вреда здоровью человека, если в действиях правонарушителя не имеются признаки уголовно-наказуемого деяния, влекут лишение права управления транспортным средством на физических лиц сроком на 5 лет.
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и другими одурманивающими веществами, повлекшее причинение материального ущерба либо по неосторожности вреда здоровью человека, если в действиях правонарушителя не имеются признаки уголовно-наказуемого деяния, совершенное повторно в течение срока лишения, влечет лишение права управления транспортным средством на физических лиц пожизненно с изъятием транспортного средства, являющегося предметом (орудием) правонарушения.
Отказ водителя, управляющего транспортным средством от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, влечет лишение права управления транспортным средством сроком на физических лиц на 5 лет.
Это же деяние, совершенное лицом, не имеющим права управления этим средством, влечет применение ареста на физических лиц сроком на 5 суток.
Передача водителем либо владельцем автомототранспортного средства управления им лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 200 расчетных показателей, на юридических лиц – 550 расчетных показателей.
Управление транспортным средством, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы транспортных средств оперативных служб или установлены специальные звуковые и световые сигналы, либо различного вида реклама, надписи, рисунки, влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 55 расчетных показателей с устранением установленных специальных звуковых и световых сигналов, нанесенных цветографических схем; на юридических лиц – 170 расчетных показателей с их устранением.
Управление транспортным средством с подложными или нестандартными (поддельными) госзнаками влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 200 расчетных показателей (сейчас 150).
Деяние, совершенное повторно в течение одного года, влечет лишение права управления транспортным средством на физических лиц сроком на 1 год.
Законопроектом также предлагается функции Министерства образования по выдаче лицензий автошколам и контроля над деятельностью диагностических центров, проводящих технический осмотр транспортных средств, изъять и передать Министерству внутренних дел.