Депутатам местных кенешей, органам местного самоуправления и главам айыл окмоту разъяснили, как формировать местные бюджеты с учетом ресурсов для профилактики семейного насилия. Обучение было организовано в рамках тренинга по гендерно-чувствительному бюджетированию ОО «Инновационные решения».
По словам организаторов, тренинг направлен на то, чтобы на местном уровне как программы социально-экономического развития, так и бюджеты содержали ресурсы, расходная часть которых будет направляться на профилактику снижения насилия на местном уровне.
“Мы проводили мониторинг и выявили много случаев, когда люди на местах не находят возможности для того, чтобы обратиться за юридической, психологической, медицинской и другими видами помощи. На местном уровне принимаются недостаточные меры по профилактике насилия, органы МСУ, кенеши, бюджетные комиссии не учитывают эти вопросы в программах социального-экономического развития и бюджетах.
Когда мы говорим о национальном уровне, какие у нас ожидания – это законы со стороны Жогорку Кенеша, разработка политик, программ, но как само насилие, так и реализация всех программ, планов, стратегий законов происходит на местном уровне. На органы МСУ возлагается большая ответственность. Все это формализовано, в частности, в законе об охране и защите от семейного насилия говорится, что субъектами по охране и защите являются органы местного самоуправления, включая айыл окмоту и местные кенеши. Закон о насилии требует, чтобы органы МСУ в ходе разработки и принятия решений по финансированию местного бюджета, распределения ресурсов учитывали вопросы семейного насилия”, – отметила Анара Ниязова, председатель ОО “Инновационные решения”.
На тренинге было дано разъяснение, что, в соответствии со статьей 27 закона “О местной администрации и органах МСУ”, меры по охране и защите от семейного насилия относятся к вопросам местного значения. Есть нормативная законодательная рамка, но органами МСУ уделяется недостаточно внимания этой проблеме. Поэтому необходимо научиться выявлять потребности населения, приоритизировать их.
Участникам тренинга рассказали, как распознать семейное насилие в отношении членов семьи, множественные виды насилия – психологического, финансового, физического. Было сказано, что в Кыргызстане более 90% жертв насилия – это женщины. На национальном уровне в стране предпринимаются различные меры, важно, чтобы меры предпринимались и на местном уровне.
“Если мы говорим о домашнем насилии, то оно снижает производительность труда в результате травм, которые получают женщины, инвалидности, растут затраты на медицинские услуги, на социальные программы. Мы проводили исследование на тему, во сколько обходится домашнее насилие, оно стоит больше 1,5 млн сомов на одну жертву. Если мы будем говорить о профилактике, то это гораздо меньшие затраты на выявление и принятие превентивных мер”, – считает Анара Ниязова.
Участники отметили, что на местном уровне суды аксакалов, женские советы вовлекаются в эту работу, но важно выделять ресурсы, чтобы соответствующие институциональные органы на местах могли заниматься охраной и защитой от семейного насилия.
Гендерно-чувствительные бюджеты должны также учитывать потребности социально-уязвимых групп, чтобы органы МСУ на местах могли обеспечивать пострадавших предметами первой необходимости, вывезти их в шелтер-убежище, вывезти в ближайший кризисный центр и на это должны выделяться деньги. Поэтому необходимо проводить работы по повышению потенциала депутатов местных кенешей, чтобы они умели анализировать бюджет и использовать законодательные возможности для профилактики семейного насилия.