Председатель кабинета министров Акылбек Жапаров выступил на очередном заседании Евразийского межправительственного совета в расширенном формате, которое прошло в Ереване (Республика Армения).
В своей речи глава кабмина отметил, что последние годы отметились сокращением темпов роста экономики во всех странах, вызванного распространением пандемии коронавируса и последующими за ним волатильностью на товарно-сырьевых рынках, ухудшением торговых и производственных цепочек.
“По итогам 2020 года во всех странах Союза произошло сокращение Валового внутреннего продукта, при этом следует отметить, что в уходящем году наблюдается определенная положительная динамика, торгово-экономические отношения между нашими странами демонстрируют постепенное восстановление.
Так, оборот внешней торговли государств-членов ЕАЭС в январе – августе т.г. увеличился на 32,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Экспорт увеличился на 38,5%, импорт – на 24,5%, в том числе товарооборот Кыргызской Республики со странами ЕАЭС в январе – августе т.г. увеличился на 25,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Экспорт увеличился на 30%, импорт из стран ЕАЭС на 24,5%”, – сказал Жапаров.
Вместе с тем, он отметил, что период восстановления мировой экономики привел к новым вызовам и обнажил новые системные проблемы: кризис на энергетическом рынке и рынке энергоносителей, дефицит отдельных видов продовольствия, импорт инфляции обусловленный эффектом глобального отложенного спроса и зависимость от устоявшихся торгово-логистических маршрутов.
“Эти факторы в значительной степени влияют на макроэкономическую стабильность нашей интеграции и нам необходимо совместными усилиями выработать комплекс мер по минимизации внешнего воздействия на экономики наших стран, а также механизмы комплексного обеспечения наших рынков в рамках общих товарных балансов ЕАЭС.
На сегодняшнем заседании Евразийского межправсовета мы обсудили более 20 вопросов, большинство из которых отвечают требованиям существующей международной повестке и ориентированы на перспективное развитие нашего Союза”, – отметил глава кабмина.
В частности, обсуждены вопросы внедрения цифровых решений в обеспечении свободы перемещения товаров по территории Союза, обеспечение производственных мощностей наших стран необходимыми сырьевыми ресурсами, рассмотрены прогнозы развития агропромышленного комплекса Союза, обговорены позиции государств-членов Союза в рамках климатической повестки и другие вопросы.
“Хочу отметить, что на заседании Высшего Евразийского экономического совета 14 октября 2021 года главы государств-членов Союза сделали заявление о климатической повестке Евразийского экономического союза.
Важным представляется стимулирование более активных мер в продвижении климатической повестки. В частности, хотел бы акцентировать внимание на необходимость привлечения инвестиций в «зелёную экономику» и низкоуглеродное производство, а также усилить меры, направленные на митигацию и адаптацию к процессу изменения климата.
Более предметно мы сможем обсудить наши возможности и подходы по реализации глобальной климатической повестки в рамках Евразийского климатического форума, планируемого нами в следующем году в рамках председательствования Кыргызской Республики в органах ЕАЭС.
В связи с этим, надеемся на активное участие представителей государств-членов Союза и государств-наблюдателей ЕАЭС, а также Комиссии ЕЭК на данном Форуме”, – подчеркнул Акылбек Жапаров.
Он также затронул тему устранения барьеров, изъятий и ограничений в функционировании внутреннего рынка Союза.
“На протяжении почти 7 лет проблема функционирования внутреннего рынка без препятствий остается наиболее актуальной и требует кардинального и прагматичного подхода для ее решения.
Считаю необходимым Коллегии провести тщательный анализ инициатив государств-членов Союза в данном направлении и в течение первого полугодия 2022 года внести на наше рассмотрение дополнения в перечень изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС, утвержденного летом текущего года.
Также, хотел бы отметить, что принимаемые нами совместные тарифные и нетарифные меры по отдельным видам товаров в отношении третьих стран, в целях обеспечения внутреннего спроса, позволяют нам в должной степени обеспечить внутреннее потребление на эти виды товаров внутри ЕАЭС, избегая практики применения ограничительных мер во взаимной торговле на пространстве Союза.
Данный механизм в итоге позволяет нам обеспечить продовольственную безопасность, снабдить необходимой сырьевыми ресурсами наши производственные мощности, удовлетворить спрос населения на фармацевтическую продукцию”, – отметил глава кабмина.
Не остался без внимания весьма важный и актуальный вопрос развития электронной коммерции.
“Уверен, что полноценная реализация утвержденной дорожной карты обеспечит благоприятные условия для развития электронной коммерции на нашем интеграционном пространстве.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что принимаемые меры по регулированию не должны препятствовать развитию этой сферы. Усиление администрирования не всегда приводит к ускорению темпов развития, в этой связи считаем необходимым принимать решения по снижению порогов беспошлинной торговли в рамках электронной коммерции с учетом проведения скрупулёзного анализа влияния предлагаемых мер на основании проведения соответствующих пилотных проектов”, – сказал Акылбек Жапаров.
Он также подчеркнул, что применяемый в КР механизм маркировки товаров показал свою эффективность в борьбе с теневым оборотом товаров и обеспечению защиты прав потребителей.
“В текущем году Российской Федерацией был инициирован вопрос маркировки ювелирных изделий и изделий драгоценных камней, питьевой бутилированной воды, а также Кыргызская Республика собирается инициировать предложения по маркировке пивной продукции и лекарственных препаратов.
В связи с этим, хочу попросить Вас уважаемый Михаил Владимирович, как председателя Коллегии, вынести данные инициативы на рассмотрение Совета Комиссии в возможно короткие сроки”, – сказал председатель кабмина.