Начиная с конца октября автовладельцы страны столкнулись еще с одной проблемой, помимо дорожающего топлива. На заправочных станциях отсутствует дизель. Если в Бишкеке топливо еще можно найти, то в регионах все куда сложнее. Редакция Tazabek решила разобраться в причинах сложившейся ситуации и печальных последствиях топливного кризиса для Кыргызстана.
Начиная с октября этого года рынок ГСМ в Кыргызстане терпит колоссальные убытки – больше 14 миллионов долларов в месяц. Страна в ближайшее время может остаться без ГСМ. Даже крупные сети заправок могут закрыться.
Себестоимость литра АИ-92, в среднем, составляет 63,7 сома/л, а дизельного топлива — 65,5 сомов/л. В то же время АИ-92 продается на АЗС по 56 сомов, дизельное топливо — по 53 сома.
Ежедневно страна потребляет 2,3 млн литров бензина и 1,9 млн литров дизельного топлива. Получается, что каждый день АЗС теряют 40 млн сомов или около $500 тыс. в день. К Новому году общие убытки могут доходить до 2 млрд сомов или $22 млн.
Кроме того, нефть дорожает с каждым днем, и закупать ГСМ с каждым днем становится все дороже. Это стало основной причиной того, что с середины октября начали закрываться мелкие АЗС в регионах Кыргызстана. С такими убытками даже крупные сети заправок будут сворачивать свою деятельность и не смогут обеспечить топливо стране.
Убыточность текущих розничных цен на АЗС, факты отсутствия топлива на заправочных станциях, лимиты на продажу ГСМ – все это наводит на мысль, что на топливном рынке были нарушены рыночные механизмы.
Возможно, что на топливном рынке действует негласное требование властей сдерживать цены в предвыборный период. К этому инструменту прибегали представители власти и в предыдущие годы. Однако, если в прошлые годы это можно было осуществить силами владельцев бизнеса, то в 2021 году очень сильное влияние имеет внешний фактор – общемировой энергокризис, от которого уже пострадали сильнейшие экономики мира, не говоря уже об импортозависимом Кыргызстане.
Печальные последствия топливного кризиса
Последствие 1: Все заправки по Кыргызстану могут закрыться к середине декабря.
Дисбаланс закупочных и розничных цен на топливо более 12 сомов за литр повлечет за собой закрытие АЗС по всей республике. Мелкие АЗС в регионах уже приостанавливают свою деятельность.
Для обслуживания одной АЗС требуется как минимум 15 человек: операторы, водители бензовозов, служба охраны, метрологи, слесаря на нефтебазе и т.д. По стране насчитывается более 900 АЗС, а значит около 13 500 сотрудников на топливном рынке могут остаться без работы.
Как только в стране закончится топливо сразу же остановят работу такси, службы доставки, маршрутные такси и логистические компании. Тысячи людей в один момент останутся без работы. Кроме того, вся транспортная система страны рухнет.
Не стоит забывать и о том, что рынок ГСМ требует серьезных вложений для того, чтобы привезти топливо владельцы АЗС берут кредиты в банковских учреждениях. Закрытие заправок негативно скажется и на банковском секторе.
В итоге паника в связи с отсутствием топлива может спровоцировать спекуляцию.
Мгновенное социально-экономическое и политическое обострение в республике.
Последствие 2: Рост цен на ГСМ на 12 сомов неизбежен, к чему может привести повышение цен на ГСМ.
• С начала года выросли цены на продуктовую корзину: на мясо, муку, растительное масло, сахар, фрукты и овощи. Дополнительное увеличение цен на топливо спровоцирует очередной рост цен. Согласно данным международных экспертов рост цены энергоресурсов на 1% приведет к 5% росту на продукции всех секторов экономики.
• Повышение цен ГСМ одновременно ударит как по деловой активности, так и по покупательской способности населения.
В конечном итоге, это приведет к росту уровня бедности в стране.
Есть ли решение проблемы?
Подсолнечное масло для Кыргызстана, такой же импортируемый товар, как ГСМ и обнуление НДС на импорт и реализацию этого товара, остановило прежний взрывной рост цен.
Вспомним, что в первой половине 2021 года, цены на подсолнечное масло выросли на 30 сомов до 180 сомов за литр. Тогда правительство 25 мая ввело госрегулирование на 90 дней, а с 1 июля освободило импорт и реализацию подсолнечного масла от НДС до 31 августа.
И с сентября, когда налоговые льготы уже перестали действовать и до этого момента, цены на подсолнечное масло выросли меньше чем на 5 сомов.
Кабинету министров следует обратить внимание на назревающую катастрофу. В ином случае, в Кыргызстане, зависимом от автомобильных перевозок наступит транспортный коллапс. А сценарий со сложившейся ситуацией в электроэнергетике может повториться, но только уже на топливном рынке.
Сегодня розничные цены на бензин АИ-92 и дизель в Кыргызстане самые низкие среди стран-импортеров, как в ЕАЭС, так и по сравнению с соседями. И это несмотря на тот факт, что все страны «питаются ГСМ» из одного российского источника.
В портфеле властей уже имеется положительный опыт решения подобных проблем. Возможно, что имеет смысл применить его и для топливного рынка.
Обнуление НДС уже удерживало цены. В случае с ГСМ – это поможет сдержать цены на весь рынок товаров и услуг.