В ЦИК разработана и внедрена в эксплуатацию автоматизированная система прозрачности избирательных фондов кандидатов и политических партий «Финансовая прозрачность» (АИС ФП). Об этом сообщается на сайте Центризбиркома.
Согласно законодательным нормам, кандидаты и политические партии для финансирования избирательной кампании формируют свои избирательные фонды. Средства избирательных фондов зачисляются на специальные счета банковских учреждений и могут формироваться за счет:
- собственных средств кандидата, политической партии;
- добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, за исключением запрещенных пожертвований, в число которых входят анонимные пожертвования.
Средства избирательных фондов могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением выборной кампании. Все расчеты между кандидатом, политической партией и физическими, юридическими лицами за выполнение работ/оказание услуг осуществляются на договорной основе и только в безналичном порядке.
Отмечается, что стандарт финансовой прозрачности избирательного процесса, внедренный в ЦИК, заключается в том, чтобы посредством автоматизированной информационной системы «Финансовая прозрачность» (АИС ФП) отображать на официальном сайте ЦИК точные детальные сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов и политических партий в формате:
– когда, от кого, сколько поступило денежных средств на спецсчет;
– когда, кому, за какие товары и услуги и сколько израсходовано.
Информация, получаемая из банковских учреждений через систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук», автоматически отображается на сайте ЦИК на странице «Талапкер /Избирательный фонд».
Информация публикуется с учетом законодательства о персональных данных и банковской тайне (т.е. с согласия вносителя средств на открытую публикацию данных).
Контрольно-ревизионная группа ЦИК (КРГ) в рамках своих полномочий контролирует и анализирует полученные банковские сведения.
Предметом контроля КРГ являются:
- субъекты внесения денежных средств (разрешенные, запрещенные) в избирательные фонды кандидатов и политических партий;
- пределы сумм поступлений и расходов от каждого субъекта (так как имеются четкие пределы разрешенных сумм по каждому объекту);
- сроки проведения финансовых операций.
Проверке подлежат все транзакции на наличие кодов платежей, полного описания назначения платежей, исключения анонимных пожертвований от неидентифицированных субъектов.
Возможности АИС ФП ЦИК позволяют идентифицировать каждого отправителя и получателя денежных средств.
На сегодняшний день, в результате проведенного КРГ анализа были зафиксированы нарушения по завышению пределов поступлений пожертвований в качестве собственных средств кандидатов и добровольных пожертвований от юридических и физических лиц, нарушения по неполному заполнению поля «назначение платежа», отсутствию кода платежа ГКПО и пр.
“Для устранения всех недочетов проводится информационно-разъяснительная работа с кандидатами и политическими партиями по правилам формирования и расходования средств избирательных фондов, расчетов с физическими и юридическими лицами на договорной основе, по правилам заполнения платежных поручений, даются консультации по применению кодов платежей”, – отметили в ЦИК