40 сомов за проезд в автобусе – зачем мэрия Бишкека хочет увеличить тарифы?

«Власти хотят, чтобы транспорт был прибыльным»

В мэрии Бишкека рассматривают возможность увеличить тарифы за проезд в общественном транспорте до 30-40 сомов. Чиновники объяснили это желанием заставить платить граждан безналичным способом. И указали на другие страны, где тарифы выше, чем в Бишкеке.

Заместитель директора департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэрии Бишкека Бакытбек Сарымсаков в интервью Kaktus.media заявил, что даже пенсионеры не пострадают от действий муниципалитета.

«У всех пенсионеров есть карты «Тулпар». У кого нет – будут платить через мобильный телефон, отсканировав QR-код. Наша цель – чтобы люди больше платили картами. Не исключено, что мы пойдем по пути Казахстана и поднимем тарифы в два раза при оплате наличными», – подчеркнул чиновник.

«По поводу системного повышения цен не могу ничего сказать, – сказал председатель Ассоциации перевозчиков Темирбек Шабданалиев. – Что же до политики использования пассажирского парка более эффективно – ее надо дальше развивать. Вспомните, когда запустили новые автобусы, была нехватка водителей на них. Брали разных шоферов, в том числе, с нехваткой опыта. Когда их посадили и начали работать, появилась другая проблема – население платило наличными, так как у многих не было карт «Тулпар» и приложений. Некоторые водители начали часть наличных удерживать в свой карман».

Мало того, сказал эксперт, шофера начали поощрять оплату наличными со стороны пассажиров.

«В итоге, количество безналичной оплаты уменьшилось. Сейчас мэрия вынуждена принимать меры, чтобы этот дисбаланс уменьшить. Любые власти в мире хотят, чтобы транспорт был прибыльным. Это можно достичь за счет нормализации хозяйственных процессов. Чтобы водители работали честно, должны быть соответствующие зарплаты. Автобусы надо поддерживать в соответствующем техническом состоянии. Это затраты на запчасти, ГСМ, зарплаты обслуживающему персоналу. Бесконечно деньги из городского бюджета тратить на эти статьи не получится. Вот власти и хотят, чтобы пассажиры максимально платили не в карманы водителей, а в бюджет», – полагает он.

Меняется политика и в отношении самих водителей.

«Сейчас их уже достаточно набрали, обучают. Вероятно, будут закручивать гайки и в отношении шоферов, чтобы те соблюдали законы, порядок. Не брали наличные в свой карман. Ведь это может привести к тому, что найдутся чиновники, которые захотят иметь с этого прибыль. А это уже ведет к системной коррупции, что нельзя позволить. Поэтому развитие системы безналичной оплаты оцениваю положительно», – считает Темирбек Шабданалиев.

Напомним, городские власти в этом году уже подняли тарифы на проезд в общественном транспорте. Он стал 17 сомов при оплате безналичным способом и 20 сомов – наличными. Ранее проезд стоил в автобусах и троллейбусах 8 сомов, в маршрутках – 12 сомов.

Сейчас в мэрии говорят, что разница в три сома между оплатой наличными и безналичным образом несущественна, да и сами тарифы необходимо пересматривать постоянно – с учетом инфляции.

Кроме того, планируется выставить в залог 124 новых автобусов, купленных на кредит от ЕБРР. На них потратили 25 млн евро.