В Минобразования снова заговорили о 12-летнем образовании

Международные доноры выделяют грант и кредит на реформирование школьного образования в Кыргызстане.

На заседании Жогорку Кенеша 29 ноября министр образования и науки Догдуркул Кендирбаева сообщила, что Азиатский банк развития предоставляет грант на сумму $20 млн и кредит в $20 млн. Кредит выделяется на 24 года под 1,5%.

По ее словам, средства будут направлены на улучшение преподавания предметов с особым акцентом на науку, технологии, инженерию и математику (STEM-предметы) на уровне школьного и высшего образования. В рамках “Программы развития сектора: Реформирование школьного образования” необходимо создать доступ к качественному образованию, ориентированному на воспитание гармоничной личности, раскрывающему потенциал человека, формирующему применимые на практике знания и компетенции, позволяющему ему адаптироваться к изменениям в мире, быть конкурентоспособным и востребованным.

Проект включает три компонента:

  • повышение качества и актуальности предметных образовательных стандартов с упором на междисциплинарный подход;
  • улучшение качества преподавания;
  • усиление сети инновационных школ.

Компонент 1 окажет поддержку:

  • в пересмотре государственного стандарта школьного общего образования;
  • в формировании нормативной базы для разработки предметных стандартов;
  • в пересмотре предметных стандартов для 6-12-х классов;
  • в повышении потенциала Кыргызской академии образования и подразделения Министерства образования и науки по оценке учебников;
  • в развитии потенциала разработчиков предметных стандартов (как институтов, так и отдельных экспертов).

Компонент 2 окажет поддержку:

  • в утверждении профессиональных стандартов для учителей;
  • в пересмотре образовательных стандартов и педагогических программ высшего профессионального образования по педагогическим специальностям;
  • в пересмотре структуры заработной платы учителей для улучшения мотивации и непрерывного профессионального развития;
  • в реформировании системы повышения квалификации педагогических кадров;
  • во внедрении программы ускоренного получения дополнительной педагогической квалификации в педагогических вузах для специалистов с непедагогическим образованием для преподавания в школе;
  • в повышении квалификации 10 тыс. учителей по использованию обновленных предметных стандартов с упором на обучение языкам и STEM-предметам.

Компонент 3 окажет поддержку:

  • в расширении и укреплении сети инновационных школ по всей стране с предоставлением специального статуса с существенной административной, научно-педагогической и финансовой независимостью;
  • в модернизации инфраструктуры 23 инновационных школ и КАО;
  • в обновлении лабораторного оборудования для преподавания STEM-предметов и информационно-коммуникационного оборудования в 53 инновационных школах, а также в оснащении лабораторий и усилении сети Интернет в 220 кластерных школах;
  • в разработке и реализации программ обучения по управлению школами и эффективному сетевому взаимодействию для директоров школ и руководителей районных отделов образования.

Бактыбек Чойбеков напомнил, что ранее обсуждался пункт о 6-12-х классах, было принято решение его убрать. “Но тут он снова вносится. Зачем снова вносите?” – спросил депутат.

Кендирбаева ответила, что 12-й класс не будет физическим классом. “Дети будут начинать учиться, как и сейчас. Сейчас в Кыргызстане обучение в нулевом классе проводится официально. В нулевом классе дети знают буквы и счет. В первом классе повторения данной программы не будет, часы будут сдвигаться. В 11-м классе будут преподаваться предметы по профилю. Физически возраст [выпускников] меняться не будет, содержание останется прежним”, – сообщила министр.

Депутат выступил против получения кредита. Он считает, что данные средства как “вода в песок”. “За последние годы на подобные цели было взято очень много средств, но сфера образования продолжает хромать с каждым годом. Не надо увеличивать сумму кредитов”, – отметил Чойбеков.

Гуля Кожокулова поинтересовалась, подходит ли STEM-программа Кыргызстану.

Глава Минобразования ответила, что STEM переводится как “наука, технология, инженерия и математика”. Она считает, что программа необходима стране, так как в Стратегии развития Кыргызстана до 2040 года акцент делается на горную и водную инженерию и тяжелую промышленность.

Депутат заявила, что средства выделяются как раз на подготовку специалистов и взращивание научного потенциала, которые потом будут за границей. “Это не для внутреннего рынка. Вы не боитесь этого? Как можно принимать такие решения закрытыми глазами? Вы хотите образование уничтожить? Штормит Министерство образования. Это не интересы государства и подрастающего поколения. Чувство, будто лоббируете чьи-то интересы”, – подчеркнула она и согласилась с мнением Чойбекова о том, что средства брать не надо.

Депутат Жылдыз Таалайбек кызы напомнила, что, когда рассматривалась кандидатура Кендирбаевой на назначение министром, она у нее спрашивала о том, как кандидат относится к 12-летнему образованию.

“Вы тогда сказали, что мы сейчас не готовы. То есть теперь получается, что уже готовы?” – спросила депутат.

Кендирбаева ответила, что не готовы, для полного перехода необходимы десятилетия.

“Но в соглашении четко прописано, что второй транш с 10 млн не будет выдаваться, пока мы не утвердим 12-летнее образование”, – отметила Таалайбек кызы.

По словам министра, это неокончательное решение АБР. “Мы только будем проводить подготовку”, – добавила она.

Депутат заявила, что это не проект соглашения, документ уже внесен на ратификацию. “Пока мы его не утвердим, банк нам не предоставит 10 млн. Значит соглашение будет просто в воздухе висеть. Мы не готовы к 12-летнему образованию! Хорошо, Бишкек готов. Но давайте возьмем села, там школ даже не хватает”, – сказала Таалайбек кызы.

Камила Талиева заявила, что от цифр надо переходить к качеству образования. “Надо создать сначала условия для школьников, их родителей и учителей. Это отмывание денег! Вообще 10-летнее образование было прекрасным. 12-летнее образование – это не реформа!” – сказал депутат.

Чойбеков предложил прекратить обсуждение и перейти к голосованию. Представитель президента в парламенте Алмасбек Абытов попросил снять вопрос с повестки дня. По его словам, если ЖК отклонит проект, будут потеряны 6 месяцев, после которых законопроект можно будет снова внести. “Снимите вопрос, мы еще раз обсудим соглашение с АБР”, – добавил он.

Однако парламент все же отклонил проект: за проголосовали 23 депутата, 28 – против.