Специальные докладчики ООН по вопросу о свободе мирных собраний и ассоциаций, по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение, по положению правозащитников выразили опасения касательно законопроекта об иноагентах, который хотят принять в Кыргызстане.
По их мнению, многие положения предлагаемого законопроекта противоречат международным обязательствам Кыргызской Республики в области прав человека, включая право на свободу ассоциаций, право на свободу мнений и их свободное выражение, право на недискриминацию и право на неприкосновенность частной жизни.
“В случае принятия данный законопроект может оказать негативное воздействие на деятельность всех некоммерческих организаций в Кыргызстане, ограничивая их возможности продвигать соблюдение прав человека, предоставлять социальные услуги и содействовать развитию сильного и инклюзивного общества”, – говорится в письме.
Спецдокладчики призывают власти Кыргызстана воздержаться от принятия законопроекта в его нынешнем виде и провести широкие консультации со всеми секторами гражданского общества с целью разработки нового проекта закона, обеспечивающего благоприятные условия для гражданского общества и отвечающего международным обязательствам в области прав человека и передовой практике.
“Поскольку, как нам сообщили, понятие «иностранный представитель» в Кыргызской Республике имеет определенную негативную коннотацию, мы считаем, что НКО, заклейменная как «иностранный представитель», может столкнуться с атмосферой страха и враждебности, а также с нежеланием партнеров, включая представителей госорганов, сотрудничать с такой НКО, что создаст трудности для осуществления ее деятельности. Подобный навешанный ярлык и дополнительные обязательства по отчетности, о которых речь пойдет ниже, могут представлять собой вмешательство в реализацию права на свободу объединения и свободу выражения мнений без дискриминации, поскольку предлагаемые законопроектом изменения явно ставят в невыгодное положение НКО, получающие иностранное финансирование. В целях обеспечения соответствия международным стандартам в области прав человека такое вмешательство должно быть предусмотрено законом, должно преследовать законную цель и должно быть «необходимым в демократическом обществе»”, – отмечают спецдокладчики ООН.
Они также обращают внимание на слишком расплывчатое определение понятия «политическая деятельность» в законопроекте, что может привести к тому, что НКО будет сложно предугадать, что будет являться такого рода деятельностью в своей работе, в то же время предоставляя властям широкую свободу определять тот или иной вид деятельности как «политический».
“Мы бы хотели напомнить, что в соответствии с международными стандартами в области прав человека некоммерческие организации должны иметь право участвовать в общественной жизни и критиковать действия правительства, поощрять идеи прав человека, предоставлять информацию международным организациям и участвовать в иной аналогичной деятельности. Несмотря на то, что НКО, выполняющим функции «иностранного представителя», прямо не запрещается участвовать в политической деятельности, основополагающее политическое право любого гражданина оказывать влияние на политику может быть ущемлено в результате принятия данного законопроекта. Например, граждане могут испытывать нежелание участвовать в деятельности НКО, выполняющей функции «иностранного представителя» и участвующей в политической деятельности, или могут опасаться вести адвокацию и продвигать деятельность такой организации в связи с риском привлечения к уголовной ответственности в соответствии с данным законопроектом, предусматривающим штраф или лишение свободы на срок до десяти лет.
Аналогичным образом в законопроекте невозможно установить различие между формами «финансирования и иного имущества», к которым могут быть отнесены различные действия, включая, например, приобретение НКО компьютера у международной компании. В этой связи хотелось бы напомнить о «принципе правовой определенности», согласно которому, нечетко сформулированные и/или слишком широко трактуемые законы могут привести к их произвольному применению и злоупотреблению. Расплывчатость формулировок такого рода правонарушений повышает риск того, что их применение может нарушать принцип международного права nullum crimen sine lege (нет преступления, если такое деяние не запрещено законом)”, – говорится в обращении.
Кроме того, Специальный докладчик по вопросу о свободе мирных собраний и ассоциации отмечает, что некоммерческие организации имеют право на свободный доступ к людским, материальным и финансовым ресурсам из внутренних, иностранных и международных источников, что является неотъемлемой частью права на свободу объединения и необходимым условием существования и эффективной деятельности любой некоммерческой организации. Таким образом, меры, принуждающие получателей иностранного финансирования применять к себе негативный ярлык «иностранных представителей», являются неоправданным препятствием для осуществления права на поиск, получение и использование такого финансирования.
Спецдокладчики также отмечают, что предлагаемый законопроект наделяет органы власти широкими полномочиями по контролю деятельности НКО, что может привести к практически неограниченному административному контролю над этими объединениями.
“Мы хотели бы отметить, что столь широкие полномочия, предоставленные государственным органам по контролю, мониторингу и вмешательству в деятельность НКО, не могут быть оправданы международными стандартами в области прав человека. Внеплановые проверки могут представлять собой инструмент потенциального запугивания, контроля и преследования со стороны властей, который может быть использован против организаций, высказывающих критику или несогласие с действиями правительства. Мы хотели бы напомнить, что любые формы контроля над некоммерческими организациями должны быть справедливыми, объективными и недискриминационными и не должны использоваться как предлог для подавления критики”, – подчеркивается в обращении.
“Мы призываем правительство КР повторно рассмотреть и отозвать законопроект в его нынешнем виде. Мы также призываем парламент инициировать широкие и инклюзивные диалоговые процессы и содержательные консультации с гражданским обществом и другими заинтересованными сторонами, чтобы лучше понять роль НКО, характер их работы, многообразие сектора, а также их потребности и обеспокоенности. Это позволит разработать новое, менее ограничительное, более инклюзивное и благоприятное законодательство, поощряющее важную работу НКО и других объединений и обеспечивающее защиту прав граждан и бенефициаров в соответствии с конституционными и международными обязательствами Кыргызской Республики в области прав человека”, – заключили спецдокладчики.