Президент Кыргызстана Садыр Жапаров ответил председателю комитета Сената США по международным отношениям Роберту Менендесу, направившему ему письмо с упреками в том, что Кыргызстан способствует обходу антироссийских санкций.
В послании американского сенатора говорится, что Кыргызстан «помогает России уклоняться от международных санкций, введенных в ответ на ее вторжение на Украину». Менендес подчеркнул, что подобные обвинения выдвинуты на фоне широко распространенного отступления от демократии, и призвал Садыра Жапарова предпринять шаги, чтобы изменить курс.
«Никаких поводов или причин, надо полагать, нет. Россия и Китай не зависят от маленького Кыргызстана. Эти страны и так являются соседями. Между ними четыре тысячи километров общей границы. Если Россия захочет, она может вагонами или баржами по морю завести любой товар, который пожелает. Да, груз в виде дронов кыргызстанской компании был задержан в Казахстане. Компания объяснила, что дроны предназначались для сельскохозяйственных нужд. Несмотря на это, сейчас мы запрещаем вывозить дроны и беспилотные летательные аппараты», — прокомментировал письмо сенатора президент в интервью агентству «Кабар».
Садыр Жапаров также заявил, что расценивает письмо сенатора, как попытку надавить на КР.
«Это повод, чтобы оказать давление на Кыргызстан и перетянуть нас на свою сторону. Мы этого не допустим. Мы — независимая страна. Это не даст никакого результата. Мы будем придерживаться нейтралитета и в дальнейшем», — заключил Жапаров.
Нужно отметить, что западные чиновники с начала года пытаются повлиять на КР и вынудить нашу страну поссориться с РФ. Целые делегации старались склонить официальный Бишкек к разрыву с Россией. Однако, безрезультатно, поскольку западникам нечего предложить Кыргызстану взамен.
Россия является нашим главным экономическим партнером. А США не собираются возмещать нам потери от присоединения к антироссийским санкциям. В то же время прекращение сотрудничества с РФ способно нанести нашей экономики непоправимый ущерб. Так уж сложилось, что пока Запад активно финансировал здесь свое видение «демократии» Россия строила и запускала заводы, развивала малый бизнес. И сегодня она пожинает плоды своих трудов.
По итогам 2022 года товарооборот между нашими странами достиг рекордного значения в $3,2 млрд, прибавив к 2021 году сразу 40%. А с января по июнь этого года объем взаимной торговли составил $1,32 млрд. За этот период наша республика экспортировала товары и продукцию на $389,2 млн.
Особой популярностью в России на фоне ухода западных брендов пользуется продукция легкой промышленности Кыргызстана. Поставки кыргызской швейной продукции в Россию выросли по итогам в 2022 года в два раза, — до $200 млн. Она и сегодня остается востребованной на российском рынке.
По словам главы Российско-Киргизского Фонда развития Артема Новикова, все швейные цеха и фабрики республики загружены заказами из России на полгода вперед.
«У нас экономика страны, производственная деятельность в целом ориентированы на рынки ЕАЭС. Тот случай, который произошел с наложением санкций на кыргызскую компанию, — это скорее исключение, чем практика. Какие-то отдельные компании стараются пользоваться ситуацией, может быть, это в какой-то степени справедливо. Но большая часть той продукции, которая поставляется на рынки РФ, — это продукция производства кыргызских компаний. Очень большой объем внутренних инвестиций вкладывается в ключевые сектора экономики — это и сельское хозяйство, и легкая промышленность, производство строительных материалов, производство промышленной продукции», — об этом глава Российско-Кыргызского фонда развития Артем Новиков рассказал в интервью «РИА Новости».
Иными словами, для Кыргызстана нынешняя ситуация — реальный шанс поднять свою экономику. На фоне антироссийских санкций страна не только превращается в транспортно-логистический хаб, связывающий Россию с ведущими экономиками Азии, но и развивает собственное производство продукции импортозамещения для российского рынка.
Но факты не интересны Западу. Ему главное добиться своего. Когда стало ясно, что полюбовно с Бишкеком не договориться, наши партнеры из США и ЕС решили действовать жестко. Так появился кейс с незадекларированным дронами, о которых говорил президент КР. В Казахстане была задержана партия из 14 китайских дронов DJI Agras T30 на 16 млн рублей, которые якобы везли из Кыргызстана в Россию. А уже 20 июля этого года четыре наших компании попали в санкционный список правительства Соединенных Штатов Америки за сотрудничество с РФ.
Глава кыргызского кабмина Акылбек Жапаров в ответ на это заявил, что власти примут меры, чтобы санкционные товары не пересекали границу. В то же время Госкомитет нацбезопасности республики начал расследование деятельности частных компаний, причастных к реэкспорту подсанкционных товаров.
Однако Штатам не нужно никакого расследования, они хотят, чтобы Кыргызстан прекратил отношения с Россией. Потому как улучшение торговых и как следствие экономического благополучия наших стран — это совсем не то, что надеялся увидеть Запад. Они рассчитывали на другой сценарий: Россия — в изоляции, страны ЦА, присоединившиеся к «демократическим» санкциями в глубоком кризисе из-за стагнации в экономике, а США — по-прежнему гегемон, устанавливающий миропорядок.
До нас и наших внешнеполитических резонов в Госдепе и аналогичных европейских организациях нет дела никому. Более того, нашу суверенность во внутренних делах западные партнеры тоже регулярно ставят под вопрос. Западники не воспринимают нас как ровню — как независимое государство, способное самостоятельно решать с кем дружить, а с кем нет. Именно поэтому США и ЕС совершенно не уважают желание Кыргызстана сохранить нейтралитет, что для нас по сути является единственным вариантом не погрязнуть в геополитических дрязгах и сохранить суверенитет.
«Ответ Садыра Жапарова был вполне логичным. Дело в том, что Кыргызстан изначально занял нейтральную позицию по Украине, по российско-украинскому конфликту. В то же время Кыргызстан решает свои национальные экономические вопросы. Дело в том, что основным торгово-экономическим партнером Кыргызстана является Россия и то, что мы должны, по мнению различных западных политиков, это сотрудничество обнулить не в пользу своего социально-экономического благополучия и наших граждан, а ради политических целей и задач Вашингтона — выглядит абсурдно. Как известно большая часть экспорта Кыргызстана составляет сельскохозяйственная продукция и швейные изделия. Это то, что является фундаментом нашего торгово-экономического взаимодействия. Рассматривать огурцы и детскую одежды как военный товар — это тоже абсурд», — высказал свое мнение эксперт Игорь Шестаков.
По его мнению, президент дал четко понять представителю американского парламента, что это вмешательство в наши внутренние дела.
«Кыргызстан сам вправе решать какие у него будут основные торгово-экономические партнеры. К тому же сенат США не решает вопросов в плане наращивание экспорта из Кыргызстана в США поскольку нас никто не ждет на рынках США и ЕС. Хотя Кыргызстан первая страна СНГ, которая вступила в ВТО. Но мы стали в основном страной экспорта, а не страной экспорта. Поэтому во главе прежде всего должны быть наши национальные интересы о чем и сказал президент.
Поэтому мы не должны поддаваться на американский шантаж, разрыв с Россией отбросит нашу экономику на десятилетия назад, оставит без работы наших трудовых мигрантов и приведет к обнищанию народа. К тому же, по факту у Запада нет реальных рычагов воздействия на Бишкек, любые угрозы — это блеф. О том, что у западных стран нет козырей в рукаве говорит и визит сенатора США Гэри Питерса. Он, по мнению экспертов, приехал к нам «продавить» очередной договор о сотрудничестве с США.