Сегодня исполняется 93 года со дня рождения первой супруги выдающегося кыргызского писателя Чингиза Айтматова Керез Шамшибаевны Шамшибаевой. Она родилась 10 августа 1930 года в селе Онбир-Жылга Чуйской области.
В честь памятной даты Bulak.kg публикует воспоминания сестры Чингиза Айтматова Розы Торекуловны Айтматовой о Керез Шамшибаевой.
Посвящается памяти заслуженного врача Кыргызской ССР Керез Шамшибаевне Шамшибаевой
«Хозяйка большого дома»
Кыргызы, как кочевой народ, на протяжении всей своей истории жили в родоплеменном укладе. По этой причине основные традиции и культура кыргызов были выработаны для ведения именно кочевого образа жизни и в этом особую роль играла женщина.
Во-первых, она была матерью, рожала и растила детей, будущих воинов и защитников кочевья. Во-вторых, она была мастерица, которая обшивала и одевала родичей, готовила войлок для юрт, в случае необходимости могла вести кочевой караван. В-третьих, и это, наверное, самое главное, она являлась хранительницей семейного очага. Нужно отметить, что важной особенностью кыргызской семьи в те времена было коллективное существование и в этом совместном проживании у каждого члена семьи были свои права и обязанности. У отца, у сына, у братьев, у матери и невестки было свое место в семейной иерархии и свои этические нормы, правила поведения.
Я думаю, у многих народов мира в процессе своего развития была выработана именно такая форма совместного проживания. Как говорится, семья — это ячейка общества, в которой удобно и приятно проживать и детям, и их родителям, и молодым и пожилым членам семьи. Причем, самыми радостными событиями в семье считалось увеличение состава семьи: рождение ребенка или приход невестки (келин) в семью.
Думая об этом, я всегда вспоминаю нашу семью, которая в далеком 1937 году была вынуждена покинуть Москву и выехать в свое родовое село Шекер. Там нас пригрели и не дали остаться на улице сородичи отца. Это нас и спасло. Благородный поступок, когда двоюродный брат отца Алымкул освободил для нас свой дом, а сам с семьей переехал жить в юрту. Тетушка Айымкуль апа привела дойную корову и привязала во дворик, чтобы доили и поили нас детей молоком, а когда власти стали преследовать Алымкула, тетушка Каракыз апа перевезла нас жить к себе в дом, несмотря на то, что это было опасно для ее семьи…
Потом была война. Мы переехали жить в село Жийде (Манасский район). Это было маленькое село, состоявшее из одной не очень длинной улицы. Мое детство и подростковый возраст прошли в этом селе. Естественно я играла и общалась с девочками этого села. Я очень часто слышала от них о том, что старший брат женился и привел домой келин или у них родился алдей (ребенок). Эти события отмечались в аиле с большой радостью. Я очень завидовала этим девочкам и всегда мечтала, чтобы в нашей семье тоже происходили такие события.
В Таласе наша семья прожила с 1937-го по 1953 гг. И вот в 1952 году мой старший брат Чынгыз аке прислал письмо (он в это время учился в Сельско-хозяйственном институте во Фрунзе, ныне Бишкек), в котором написал, что он дружит с девушкой и что скоро они поженятся. Для меня это было большой радостью, и я с нетерпением ждала появления в нашей семье келин, мою будущую жене. О том как мы ее встречали, как мы с ней были дружны, я уже писала в своих предыдущих воспоминаниях. Об этом я не буду повторятся. Расскажу о Керез жене, какой она была «хозяйкой большого дома»
У кыргызов есть понятие «Ак жолтой», оно обозначает событие или человек, приносящий счастье. Я сразу хочу сказать, что Керез жене для нашей семьи была «Ак жолтой». Во-первых, наша мама уже была больна и не могла вести домашнее хозяйство. Керез жене, как и положено келин, все семейные вопросы решала совместно с мамой и ответственность брала на себя. Мы, братья и сестры, уже когда стали самостоятельными, обзавелись семьями, отделились. Но все равно, тот дом, та семья, в которой жили мама и Керез жене, были главным. У кыргызов дом, в котором живут родители, называется «большой дом» – «чоң үй». Керез жене стала достойной хозяйкой «большого дома» и она после мамы нас всех объединяла. Забегая вперед скажу, что она интересовалась всем, что касалась наших семей. Нашим здоровьем, как дела у наших детей, их учеба, здоровье и многое другое. Она всегда была в курсе дел и всегда помогала нам решать возникшие проблемы.
Так вот, продолжу свои воспоминания. Через год, с приходом в наш дом Керез жене в семье Айтматовых появился первый внук — Санжар, это было большим радостным событием. Затем родился Аскар. Так у мамы было теперь двое ее любимых внуков, которые наполнили наш дом новым счастьем. Мы возились с ними, нянчили, гуляли, и это было так здорово.
Вот так с приходом в наш дом Керез жене у нас началась череда белой полосы. В 1956 году Чынгыз аке поступил на Высшие литературные курсы в Москве. Тогда еще никто не знал, что это его первый серьезный шаг к мировому литературному олимпу. Никто из нас и не мог представить, что произведения нашего брата когда-то будут переведены на 186 языков мира и общий тираж его книг превысит 70 миллионов экземпляров, а в Советском Союзе будут зачитывать его книги до дыр. Тогда мы были рады одному, что наконец-то в наш дом пришло что-то светлое, появились внуки и, конечно, в 1957 году был реабилитирован отец – Торекул Айтматов. Вот такие радостные события происходили одно за другим после прихода в нашу семью Керез жене.
Теперь, когда мы собираемся у меня дома, все мы вспоминаем Керез апа и тот дом, в котором сейчас живет ее сын Аскар. Это был особенный дом, который был построен в интересном архитектурном стиле. Две комнаты для детей Санжара и Аскара, кабинет Чынгыз аке с верандой и, конечно, большой овальный зал, посередине которого стоял длинный стол, нз которым вмещалось больше двадцати человек. Так вот, за этим столом собирались все мы со своими детьми и родственниками из Шекера. Дом в такие дни гудел как улей. Детвора то ли дело выбегала на улицу и придавалась своим бесконечным играм. И хозяйкой этого стола, конечно, была радушная Керез жене. Она успевала буквально все. И следить, чтобы дети были накормлены, чтобы вовремя к столу подавались разные блюда и угощения для гостей.
То ли дело за столом лились песни и тосты. И во всем этом она внимательно следила, что бы никто не был обделен вниманием. За этим радушным столом кроме нас Айтматовых собирались современники Чынгыза аке, такие гранды как Эстебес Турсуналиев и Булат Минжилкиев, Суймонкул Чокморов, Толомуш Океев и Болот Шамшиев. Было много гостей из союзных республик, из-за границы. И всем, кто бы ни был в ее доме, Керез жене уделяла особое внимание, находила для каждого добрые слова, пожелания и, конечно, накрывала щедрый, гостеприимный и богатый дасторкон.
Конечно, она понимала, что на ней лежит большая ответственность не только как снохи, как жены, как матери, но и как хозяйки большого дома Чингиза Айтматова, который все больше и больше набирал славу мирового писателя. И это, поверьте, было не очень просто, на ее плечах лежала очень большая ответственность – быть супругой такого именитого человека.
Конечно, нельзя не сказать о ее профессии как врача. По специальности она была ЛОР-врачом. Как и бывает в жизни, у наших детей часто случались проблемы у кого с ухом, у кого с горлом. Сразу мы обращались к ней. Нашим детям сейчас исполнилось за 50 лет. Но до сих пор каждый из них помнит о ее заботе и доброте. Она для них была как чон-апа, и если чуть что, все бежали к ней также за советом и за добрым словом. А врачом она была отменным, как говорят от Бога. Могла найти к любому ребенку подход. За это и любили все дети Керез-апа.
Сегодня Керез жене исполнилось бы 93 года. В этот день мы вспоминаем ее, и я по обыкновению открываю свои старые альбомы и смотрю фотографии тех давних лет. Все мы такие счастливые в кругу Мамы, Чиныгыз аке и Керез жене. Особенно наша Мама всегда светилась, когда мы приходили ее проведать. Иногда так хочется хоть на миг возвратиться в то благодатное время, когда в наш дом наконец то пришла светлая полоса вместе с Керез жене.
Ее светлый образ всегда будет храниться в наших сердцах.
Светлая память о нашей Керез жене!
Общественный деятель Кыргызской Республики, кандидата физико-математических наук Роза Торекуловна Айтматова