Экономика в приоритете: как РКФР помогает Кыргызстану возрождать реальный сектор

Россия была и остается надежным партнером Кыргызстана, заинтересованным в том, чтобы в нашей стране была политическая стабильность и экономическое процветание. Одним из доказательств этого является деятельность Российско-Кыргызского фонда развития (РКФР), успевшего за 9 лет существования реализовать в стране более 3 тысяч проектов, нацеленных на развитие экономики.

За этот период РКФР вложил в экономику Кыргызстана более $530 млн, что составляет 9% ВВП страны.

Тщательно продуманные и хорошо структурированные проекты, профинансированные фондом, создали мощный мультипликативный экономический эффект, который распространяется на всю страну. Особенно хорошо это ощущается в регионах, где присутствие РКФР проявляется в различных секторах экономики, расширяя возможности сообществ, создавая базу для их развития и улучшения благосостояния.

Агропромышленный комплекс и производство все эти годы стали основными бенефициарами поддержки фонда. В эти жизненно важные для страны отрасли направлен 61% процент финансирования. Еще 14% средств инвестиций РКФР направил в инфраструктурные проекты развития, которые закладывают основы для прогресса. Помимо этого  в кредитном портфеле фонда значатся проекты по туризму и логистике.

Особое значение институт развития отдает социальным проектам. И это понятно, поскольку основная миссия Российско-Кыргызского фонда развития — это улучшение экономического и социального положения Кыргызстана, а не достижение коммерческой выгоды.

Одно из его последних таких начинаний — строительство начальной школы на 150 учеников в селе Масы в Ноокенском районе. Одновременно РКФР оказал поддержку медицинскому центру «Панацея», выделив деньги на приобретение современного медицинского оборудования, которое повысит доступность медпомощи для местного населения.

Фонд также поощряет проекты, которые стимулируют самообеспечение и снижают зависимость республики от внешних источников. И это очень важно, поскольку последние мировые события показали, насколько принципиальны вопросы продовольственной безопасности для суверенных стран.

Пожалуй, самым крупный проект такого характера — строительство птицефабрики в Иссык-Кульской области. На его реализацию ушло $20 млн. Промышленный комплекс должен обеспечить импортозамещение мяса птицы в республики.

Сейчас его производственная мощность составляет 7 тысяч 900 тонн мяса в год, а в будущем ее планируется нарастить до 22,5 тысячи тонн в год, что закроет до 50% потребностей республики в импорте. При выходе на запланированную мощность локального производства отток денег из республики будет сокращен оценочно на $11 млн.

На сегодня стратегические планы Российско-Кыргызского фонда по развитию экономики Кыргызстана не исчерпаны. У организации есть и амбиции, и средства на их реализацию. О чем недавно заявил глава фонда Артем Новиков.

Новиков подчеркнул, что в РКФР видят необходимость модернизировать производства республики и заявил, что организация намерена в 2023—2027 годы, вложить в экономику Кыргызстана $630 млн.

«Кроме инвестиционного финансирования, сконцентрируем внимание на проектном подходе. Будем поддерживать новые проекты в сфере промышленности, агропромышленного комплекса, возобновляемых источников энергии, логистики, IT, инфраструктуры и других направлениях. Для РКФР важно поддерживать инициативы, охватывающие широкий спектр секторов. Этот целостный подход отражает намерение фонда диверсифицировать экономику Кыргызстана, что сделает ее более устойчивой к внешним и внутренним шокам», — заявил глава РКФР.

По мнению эксперта Бакыта Бакетаева, Российско-Кыргызский фонд развития стал больше, чем финансовым институтом.

«Эта организация сыграла большую роль в укреплении отношений между Кыргызстаном и Россией. И конечно, это не только экономический, но и политический институт. Он внес большой вклад в экономику Кыргызстана и еще больше внесет в будущем. Нам это нужно. Да, мы получаем какое-то финансирование и от Запада, но они больше поддерживают в нас иждивенческий образ, в то время как Россия через фонд развивает экономику страны», — считает Бакетаев.

На самом деле, сегодня трудно переоценить роль России как основного экономического партнера Кыргызстана и ключевого инвестора. В то же время, очевидно, что интересы США и ЕС лежат в другой плоскости. У западных стран очень ограниченные интересы в Кыргызстане. Возможно, есть спрос на разработку наших подземных богатств. В остальном, судьба нашей страны им безразлична.

И это становится очевидным, если проанализировать финансовую поддержку, которую нам оказывают страны «свободного мира». Основная ее часть — это кредиты. Те же проекты, что реализуются за гранты, к сожалению, редко отвечают  потребностям и приоритетам Кыргызстана. Запад практически не выделяет средств на развитие экономики, открытие производств и создание новых рабочих мест. Зато в поддержку «демократии», то бишь на дестабилизацию социально-политической ситуации, или на финансирование ЛГБТ-организаций, западники с легкостью отстегивают миллионы.

Такая тактика объяснима: в нашей стране западники решают определенные геополитические задачи, исходя из собственных стратегических приоритетов. Именно поэтому они беспардонно вмешиваются в региональные и во внутригосударственные дела, всеми силами стремясь сохранить свое влияние. В принципе, уже сегодня вполне очевидно, что западные государства рассматривают нас лишь как плацдарм для раскачки антироссийских и антикитайских настроений — таковы их способы борьбы за мировую гегемонию, за однополярный мир, изменить который сегодня пытается Россия.