Международные правозащитные организации призывают ЖК отклонить закон о НКО

Международные правозащитные организации призывают депутатов парламента Кыргызстана отклонить законопроект о некоммерческих организациях, который сейчас находится на рассмотрении в ЖК. 

В обращении отмечается, что этот законопроект, копирующий российский аналог и в первую очередь направленный на стигматизацию и ограничение деятельности организаций, финансируемых из-за рубежа, представляет собой прямую и серьезную угрозу для активного гражданского общества Кыргызстана, в частности, для правозащитников и их организаций. 

В случае принятия законопроект рискует свести на нет предыдущие достижения в области развития гражданского общества в стране и подорвать решающую роль неправительственных групп в продвижении прав человека, помощи нуждающимся и осуществлении других мероприятий в поддержку общественного блага.

Пакет поправок в действующее законодательство, регулирующий некоммерческие организации, был официально внесен в парламент Кыргызстана группой из 33 депутатов 19 мая 2023 года. Данная законодательная инициатива является обновленной версией законопроекта, впервые внесенного одним из депутатов парламента в ноябре 2022 года.

Большинство предложенных положений идентичны положениям законопроекта об «иностранных агентах», который был инициирован депутатами парламента Кыргызстана в 2013 г., но в итоге был отклонен законодательным органом в 2016 году.

Однако на этот раз, учитывая широкую поддержку повторно инициированного законопроекта в парламенте, представители гражданского общества опасаются, что существует серьезный риск, что он будет принят, возможно, даже в ускоренном порядке. Рассмотрение законопроекта уже началось в парламенте и может быть поставлено на голосование уже в этом месяце. Закон вступит в силу, если будет принят парламентом в трех чтениях и после этого подписан президентом.

Хотя в текущем законопроекте не используется термин «иностранные агенты», в нем предлагается ввести еще один стигматизирующий ярлык для некоммерческих групп, получающих финансовую помощь от правительств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан или других иностранных источников. Если законопроект будет принят, такие группы должны будут зарегистрироваться как «выполняющие функции иностранного представителя», если считается, что они занимаются «политической деятельностью», термин, который в широком смысле определяется как включающий деятельность, направленную на « «влияние на принятие решений государственными органами» с целью «изменения государственной политики, проводимой этими органами», а также деятельность по «формированию общественного мнения» в аналогичных целях. Если группа не регистрируется, Министерство юстиции может приостановить ее деятельность на срок до шести месяцев без решения суда.

В то же время законопроект вводит новые обременительные обязательства по отчетности для организаций, зарегистрированных в качестве «иностранных представителей», и позволяет Министерству юстиции проводить как плановые, так и внеплановые проверки их деятельности, например, на основании неуточненной информации, свидетельствующей о том, что они нарушили национальное законодательство.

В случае принятия законопроект позволит властям произвольно дискредитировать и препятствовать работе организаций гражданского общества, финансируемых из-за рубежа. 

“Из-за расплывчатости и двусмысленности используемых формулировок практически любая деятельность, осуществляемая правозащитными организациями и другими неправительственными группами, может быть истолкована как «политическая деятельность». Например, инициативы гражданского общества, направленные на повышение осведомленности по вопросам, представляющим общественный интерес, пропаганду улучшения защиты прав уязвимых групп населения или требование принятия мер для решения социальных или экологических проблем, можно считать подпадающими под действие закона.

Мы обеспокоены тем, что законопроект основан на ошибочной предпосылке о том, что правозащитные и другие некоммерческие группы, стремящиеся повлиять на общественное принятие решений и общественное мнение по вопросам, волнующим их и их целевые сообщества, занимаются нежелательным «политическим вмешательством». На самом деле такая деятельность является основной функцией организаций гражданского общества. 

Вызывает тревогу и то, что законопроект приравнивает получение иностранного финансирования к представлению иностранных интересов и по этой причине рассматривает иностранное финансирование некоммерческих организаций как потенциальную угрозу безопасности. Это серьезное заблуждение. Правозащитные и другие неправительственные организации принимают самостоятельные решения о своей деятельности, независимо от источников финансирования, и осуществляют деятельность, исходя из потребностей целевых сообществ.

Как подчеркивалось, возможность изыскивать и получать ресурсы как из внутренних, так и из иностранных источников является неотъемлемой и жизненно важной частью права на свободу ассоциации. Специальным докладчиком ООН по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциации. В настоящее время большинство правозащитных и других неправительственных групп в Кыргызстане зависят от иностранного финансирования из-за отсутствия возможностей национального финансирования. Все некоммерческие организации, в том числе финансируемые из-за рубежа, уже находятся под широким контролем государства и регулярно отчитываются о своей деятельности и финансах в различные государственные органы. Как отмечают представители гражданского общества, государственные органы и коммерческие организации также являются крупными получателями иностранной помощи в Кыргызстане, что не считается проблематичным для лиц, принимающих решения.

Поскольку законопроект в значительной степени скопирован с первоначального российского закона об «иностранных агентах» 2012 года, законодателям следует принять во внимание события, произошедшие в России за последнее десятилетие, которые представляют собой тревожный пример разрушительного воздействия такого рода законодательства. С тех пор как этот закон был впервые принят, российские власти систематически использовали его для дискредитации, преследования и замалчивания неправительственных групп в рамках постоянно расширяющихся репрессий против гражданского общества, в ходе которых сотни правозащитных и других групп были признаны «иностранными агентами», и десятки были вынуждены закрыться. Законодательство России постепенно расширялось применять не только к неправительственным организациям, но и к СМИ, а также к отдельным правозащитникам, юристам и журналистам, обвиняемым в проведении «политической деятельности» с иностранным финансированием, тем самым превращая его в инструмент подавления любой публичной критики государственной политики и социальные проблемы.

Помимо создания стигматизирующего режима для контроля над организациями с иностранным финансированием, рассматриваемый в настоящее время в Кыргызстане законопроект также предусматривает чрезмерные, необоснованные и дискриминационные ограничения деятельности всех некоммерческих организаций. В частности, законопроект предоставляет Министерству юстиции широкие полномочия по надзору и вмешательству в деятельность некоммерческих групп, запрашивая доступ к их внутренним документам, направляя представителей для участия в их внутренних мероприятиях и оценивая, соблюдают ли они собственные уставы. Министерство сможет выносить письменные предупреждения некоммерческим организациям, предписывая им устранить предполагаемые нарушения и снять с учета филиалы иностранных некоммерческих организаций.

Законопроектом также предусмотрена уголовная ответственность за создание, руководство и участие в некоммерческой организации, деятельность которой признается причиняющей «вред здоровью граждан» или «побуждающую граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей либо к совершению иных противоправных действий». Наказания за эти нечетко сформулированные правонарушения будут включать крупные штрафы или лишение свободы на срок до десяти лет – даже более суровое наказание, чем предусмотрено статьей Уголовного кодекса Российской Федерации, на которой основаны эти положения.

Законопроект не соответствует международным обязательствам Кыргызстана в области прав человека, в частности Международному пакту о гражданских и политических правах (МПГПП), статья 22 которого защищает право на свободу объединения. Несколько независимых юридических анализов законопроекта, проведенных организациями гражданского общества, такими как Международный центр некоммерческого права (МЦНП) , Юридическая клиника «Адилет » и Правозащитное движение «Бир Дуйно», выявили несоответствие законопроекта применимым правам человека.

В промежуточном отчете, опубликованном в декабре 2022 года, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) пришло к выводу, что положения законопроекта (который на тот момент был вынесен на общественное обсуждение одним членом парламента) не соблюдают право на свободу ассоциации. В частности, БДИПЧ подчеркнуло, что определение «иностранных представителей», содержащееся в законопроекте, не отвечает требованиям правовой определенности и предсказуемости и допускает неограниченную свободу действий исполнительных органов. БДИПЧ также предупредило, что закон потенциально может не только стигматизировать, но и вызвать недоверие, страх и враждебность по отношению к организациям гражданского общества.

При рассмотрении соблюдения Кыргызстаном МПГПП в октябре 2022 года Комитет ООН по правам человека раскритиковал более ранние попытки депутатов парламента принять законодательство в стиле «иностранных агентов» и призвал власти обеспечить, чтобы законодательство, регулирующее неправительственные группы, «не привело на практике к неправомерному контролю или вмешательству в деятельность НПО». Как государство-участник МПГПП, Кыргызстан обязан соблюдать пакт и выполнять рекомендации Комитета по правам человека. Кроме того, Кыргызстан должен эффективно выполнять свои обязательства по МПГПП в качестве бенефициара Всеобщей схемы преференций плюс (ВСП+), согласно которой он пользуется щедрыми торговыми преференциями с ЕС.

Законопроект также противоречит обещаниям, данным правительством Кыргызстана до его избрания членом Совета ООН по правам человека на период 2023-2025 гг. В рамках своей заявки на членство правительство специально взяло на себя обязательство укреплять потенциал гражданского общества в стране.

Наши опасения по поводу законопроекта, инициированного депутатами парламента, подкрепляются тем фактом, что он появился в контексте ухудшения климата для свободы слова и гражданской активности в Кыргызстане. В последние месяцы было выдвинуто несколько других законодательных инициатив, направленных на ограничение осуществления основных свобод и усиление контроля над гражданским обществом, в том числе еще один законопроект о некоммерческих организациях, разработанный администрацией президента осенью 2022 года. в настоящее время пересматривается рабочей группой, включающей представителей как правительства, так и гражданского общества, но мы опасаемся, что это также может привести к чрезмерным ограничениям права на свободу ассоциации.

На этом фоне призываем власти Кыргызстана обеспечить, чтобы любые законодательные инициативы, затрагивающие права человека и других некоммерческих организаций, полностью соответствовали международным стандартам и разрабатывались в тесном сотрудничестве с представителями гражданского общества и международными экспертами. Законопроект о некоммерческих организациях, зарегистрированный в парламенте 19 мая 2023 года, не имеет места в стране, стремящейся стать частью демократического сообщества, и в его нынешнем формате должен быть отменен. Мы приветствуем тот факт, что несколько депутатов, которые были в числе инициаторов законопроекта, отозвали свои свою поддержку и призывают других последовать их примеру. Европейский Союз, его государства-члены, страны Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и другие международные партнеры Кыргызстана должны использовать все доступные возможности, чтобы выразить озабоченность по поводу несовершенного законопроекта и настоять на том, чтобы власти страны разрешили правозащитникам и своим организациям, а также другим неправительственным группам выполнять свою законную и важную работу без неправомерного вмешательства или преследования”,– говорится в обращении.

Обращение подписано:

Международным партнерством по правам человека (IPHR)
Норвежским Хельсинкским комитетом
Хельсинкским фондом по правам человека
Front Line Defenders
Freedom Now
Human Rights Watch
Международной федерацией по правам человека (FIDH), в рамках Обсерватории по защите прав человека Правозащитники
Всемирная организация против пыток (OMCT) в рамках Обсерватории по защите правозащитников