Правовая клиника «Адилет» обратилась к торага Жогорку Кенеша касательно нарушения сроков движения законопроекта о поправках в Закон КР “О защите от недостоверной (ложной) информации””.
Приводим текст письма полностью.
“Как Вы помните, 15 сентября 2022 года Вы в числе ряда других депутатов Жогорку Кенеша принимали участие на Круглом столе «Свобода слова в Кыргызстане: новые вызовы», на котором обсуждались ограничения и негативные последствия, связанные с принятием Закона «О защите от недостоверной (ложной) информации».
Поскольку положения указанного Закона противоречат Конституции и административному законодательству, на данном мероприятии была предложена инициатива о приведении документа в соответствие действующим законодательством посредством внесения в него соответствующих поправок. С Вашей стороны и со стороны присутствовавших депутатов была высказана заинтересованность и готовность в дальнейшем продвижении данной инициативы в Жогорку Кенеше.
После разработки законопроекта о внесении изменений в Закон «О защите от недостоверной (ложной) информации» группа депутатов Жогорку Кенеша, включая Ж. Акаева, А. Мадумарова, Э. Сатыбалдиева, Г. Кожокулову, Д. Бекешева, С. Атамбаева и Ч. Айдарбекова, выступила в качестве инициаторов данного законопроекта. Вместе с тем, несмотря на озвученную ранее готовность поддержать данную инициативу, Вы так и не выступили в качестве разработчика и инициатора проекта.
Если обратиться к хронологии движения законопроекта, то 14 октября 2022 года указанный документ был размещен на официальном сайте Парламента для проведения общественного обсуждения, 3 февраля 2023 года документ был официально внесен в Жогорку Кенеш и зарегистрирован в соответствующем отделе (№ 6-1621/23 от 03.02.2023 г.).
Вся законодательная процедура в Жогорку Кенеше проводится в соответствии с Законом «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Согласно статье 47 данного Закона соответствующее структурное подразделение Аппарата в течение 2 рабочих дней регистрирует проект закона и направляет его в юридическую службу для подготовки справки в течение 3 рабочих дней о его соответствии требованиям статей 44 и 46 Регламента для внесения Торага. В свою очередь, Торага не позднее 2 рабочих дней на основании справки юридической службы накладывает резолюцию о направлении законопроекта в соответствующие комитеты согласно вопросам ведения с определением ответственного комитета.
В соответствии с резолюцией Торага соответствующее структурное подразделение Аппарата в течение дня направляет проект закона и сопроводительные документы во фракции, депутатские группы, комитеты, депутатам, экспертным службам, осуществляющим специальные экспертизы, а также размещает проект закона на официальном сайте Жогорку Кенеша.
Статьей 50 Регламента Жогорку Кенеша установлено, что ответственный комитет осуществляет предварительное рассмотрение проекта закона не позднее 30 рабочих дней со дня его получения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Регламентом. Проекты конституционного закона и закона, инициированные депутатами Жогорку Кенеша во исполнение решения Конституционного суда, подлежат направлению ответственным комитетом Жогорку Кенеша Кабинету Министров, Верховному суду и Генеральному прокурору по вопросам, относящимся к их ведению для дачи заключения. Заключение по проекту закона должно быть представлено в ответственный комитет Жогорку Кенеша не позднее 30 дней.
Конституционным Законом «О Кабинете Министров Кыргызской Республики» установлено, что Кабинет Министров участвует в законодательной деятельности также путем дачи официального заключения на проекты законов, инициированные другими субъектами законодательной инициативы, за исключением инициируемых Президентом и Председателем Кабинета Министров. Согласно статье 13 указанного конституционного Закона Кабинет Министров дает официальные заключения на проекты законов в случаях, предусмотренных настоящим конституционным Законом.
При этом, конституционный Закон предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда законопроекты подлежат предварительному направлению в Кабинет Министров для дачи официального заключения (ч.4 ст.27). Так, заключение Кабинета Министров представляется к проектам законов, предусматривающим:
- внесение изменений в проект закона о республиканском бюджете;
- увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, либо сокращение его доходной части;
- внесение поправок в закон о республиканском бюджете;
- введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты;
- принятие и изменение финансовых обязательств государства;
- изменение полномочий Кабинета Министров, других органов исполнительной власти.
Статья 27 конституционного Закона также устанавливает, что Кабинет Министров рассматривает проект закона не позднее 30 дней со дня его поступления.
С момента внесения и регистрации проекта Закона «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О защите от недостоверной (ложной) информации» в Жогорку Кенеше прошло более двух месяцев. Сроки, предусмотренные для организации и проведения всех установленных процедур, необходимых для рассмотрения законопроекта на заседании уполномоченного комитета, уже истекли. Однако, документ до сих пор не вынесен на рассмотрение соответствующего комитета (Комитет по социальной политике).
В ходе систематических устных переговоров с сотрудниками Жогорку Кенеша мы получаем ответы о том, что для внесения законопроекта на рассмотрение уполномоченного комитета Жогорку Кенеша необходимо дождаться заключения Кабинета Министров к законопроекту.
Однако, хотелось бы отметить, следующее:
– во-первых, положения законопроекта никак не затрагивают вопросы, при наличии которых требуется получение официального заключения Кабинета Министров (ст. 27 конституционного Закона «О Кабинете Министров Кыргызской Республики»), поскольку в нем не урегулированы вопросы по изменению республиканского бюджета, по налогообложению или финансовым обязательствам государства, изменению полномочий Кабинета Министров либо других органов исполнительной власти;
– во-вторых, поскольку Жогорку Кенеш является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий (ст. 2 Закона «О Регламенте Жогорку Кенеша КР»), то Жогорку Кенеш, на наш взгляд, должен одним из первых блюсти требования регламентов и процедур нормотворческого процесса и требовать такого соблюдения от других государственных органов, в том числе Кабинета Министров. Соответственно, Жогорку Кенеш должен указывать на нарушаемые Кабинетом Министров нормы и сроки и требовать их неукоснительного соблюдения.
Просим Вас учесть, что цель настоящего письма – не политизирование данного вопроса, а скорейшее устранение противоречий Закона «О защите от недостоверной (ложной) информации» с действующим законодательством Кыргызской Республики, в частности с Законом Кыргызской Республики «Об основах административной деятельности и административных процедурах» и Административно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики, в которых уже установлены процедуры рассмотрения и обжалования решений государственных органов.
Мы уже не раз отмечали, что положения Закона «О защите от недостоверной (ложной) информации» лишают граждан права на доступ к правосудию и нарушают принцип состязательности сторон. Конституцией страны установлено, что правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом (ст. 94), а не органами исполнительной власти, коим является Министерстве культуры, информации, спорта и молодежной политики и которое в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 15 ноября 2021 года № 251, не обладает ни полномочиями, ни профессиональным и техническим потенциалом по разрешению соответствующих споров.
К сожалению, нарушение установленных нормотворческих процедур и затягивание сроков рассмотрения проекта Закона «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О защите от недостоверной (ложной) информации» является не первым и не единственным подобным нарушением. Как показывают проводимые нами анализы законодательных инициатив, предлагаемых в последние годы со стороны государства, нарушения нормотворческих процедур и регламентов все чаще становятся обычным явлением для государственных органов. В итоге, это неизбежно ведет к принятию некачественных нормативных правовых актов, содержащих в себе как коррупционные положения, так и нормы, нарушающие или ограничивающие права и свободы человека. Об этом также свидетельствует возможность принятия Жогорку Кенешем законопроектов одновременно в трех чтениях даже в тех случаях, когда это не предусмотрено Законом «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Кроме того, считаем важным отдельно отметить, что на сегодняшний день даже заключения Министерства юстиции, которые служили своего рода фильтром для некачественных законодательных актов, теряют свою значимость и ценность, ввиду игнорирования и принятия нормативных актов в обход замечаниям и комментариям главного правового органа страны.
В феврале текущего года мы направляли в Ваш адрес аналитический материал, касающийся важности соблюдения регламентов и процедур в нормотворческом процессе. В данном документе были отмечены конкретные нарушения, допускаемые государственными органами, в том числе и парламентом, в процессе разработки, общественного обсуждения, проведения специализированных видов экспертиз, анализа регулятивного воздействия, рассмотрения и принятия нормативных правовых актов Кыргызской Республики. Данные нарушения приводят к катастрофическому снижению качества принимаемых законов, узакониванию «политической коррупции», нарушению прав и свобод человека и гражданина.
Мы надеялись, что Вы обратите более серьезное внимание озвученным проблемам и нарушениям и, учитывая, что Жогорку Кенеш, являясь высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контролирующим исполнение законов, в пределах своих полномочий примите жесткие меры, направленные на недопущение нарушений нормотворческого процесса всеми субъектами, обладающими правом законодательной инициативы и принятия нормативных правовых актов.
Направленный Руководителем Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в конце марта ответ на наше обращение, является отпиской и буквальным цитированием положений статьи 53 Закона «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». К ответу также прилагается письмо Министерства юстиции Кыргызской Республики, информирующее о позиции данного министерства по указанным нами проблемам. Это заставляет нас сделать неутешительный вывод о том, что парламент своими контрольными функциями не занимается и соответственно, какого-либо собственного мнения по поднимаемым вопросам, не имеет. Такая работа, на наш взгляд, не допустима.
Жогорку Кенеш должен стоять на страже законности, обеспечивать верховенство права и неукоснительное соблюдение законов и процедур. Однако, что мы видим. На практике, нет единого толкования и применения требований Закона «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Когда депутатам выгодно затянуть принятие того или иного законопроекта, направляется обращение в Кабинет Министров Кыргызской Республики для дачи соответствующего заключения, даже если это и не требуется и наоборот, законопроекты, по которым есть «интерес» и идет лоббирование, принимаются под любым предлогом в ускоренном порядке и без получения официального заключения Кабинета Министров Кыргызской Республики, даже, если указанный выше Закон это не позволяет.
К сожалению, государственные органы умышленно принимают решения, направленные в итоге на снижение качества нормативных правовых актов, упрощая процедуры принятия нормативных правовых актов, делая процедуру согласования и проведения экспертиз формальной. Данный процесс необходимо остановить, иначе в скором будущем он станет необратимым, а ведь стабильность государства прежде всего зависит от стабильности и качества законодательства.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, убедительно просим Вас обеспечить соблюдение сроков и процедур, установленных для нормотворческого процесса, обеспечить дальнейшее продвижение проекта Закона «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О защите от недостоверной (ложной) информации», а также ускорить рассмотрение названного законопроекта в соответствующих комитетах и на пленарных заседаниях Парламента”.