“Инициаторы закона о СМИ переходят все допустимые границы”, – обращение юристов к администрации президента

Инициаторы законопроекта о СМИ переходят все допустимые границы и, нарушая Конституцию страны и общепризнанные международные стандарты, делают практически невозможной реализацию права на свободу слова, свободу выражения мнения и печати на территории Кыргызстана. Об этом говорится в письме Общественного фонда “Правовая клиника “Адилет” к администрации президента Кыргызстана касательно четвертой версии законопроекта “О средствах массовой информации”. 

Публикуем текст письма полностью.

“Распоряжением президента Кыргызской Республики С. Н. Жапарова от 7 декабря 2022 г. №230 была образована рабочая группа по доработке проекта Закона КР “О средствах массовой информации”, инициированного администрацией президента КР и опубликованного для общественного обсуждения 28 сентября 2022 г.

Как вам известно, рабочая группа с момента ее создания провела только два заседания, при этом ни на одной из данных встреч не было проведено постатейного обсуждения законопроекта.

20 марта 2023 г. администрацией президента был представлен уже четвертый вариант доработанного законопроекта о СМИ после того, как 21 февраля т. г. члены рабочей группы, представляющие гражданское общество и медиа сектор, направили инициаторам свои предложения и комментарии к документу.

Вместе с тем важно отметить, что в четвертом варианте законопроекта отражены лишь те предложения и рекомендации, которые носят, скорее, второстепенный или технический характер.

По неучтенным комментариям к положениям документа, которые носят дискриминационный и ограничивающий характер, администрация президента не предоставила никаких обоснований или объяснений.

В данном случае необходимо отметить, что подобного рода действия со стороны инициаторов законопроекта нарушают установленные законодательством принципы и требования по нормотворческой технике. Так, в соответствии с требованиями Закона “О нормативных правовых актах КР”, Регламента кабинета министров КР, утвержденного постановлением кабинета министров КР от 28 октября 2021 г. №233, учет или неучет поступающих к проекту НПА в рамках общественного обсуждения предложений должен производиться с обязательным обоснованием соответствующих причин их принятия или непринятия.

Несмотря на то, что рабочая группа, как выше было упомянуто, работает уже с четвертым вариантом законопроекта о СМИ, неизменными остаются определенные положения, которые с момента инициирования документа присутствуют во всех дорабатываемых вариантах проекта. Именно эти положения несут в себе наиболее серьезные риски неправомерных и недопустимых отступлений от гарантий прав человека на свободу слова и свободу выражения мнения, защищаемых международными договорами, участником которых является Кыргызстан, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также Конституцией страны.

Так, в соответствии со статьями 32 и 33 Конституции КР каждый имеет право на свободу мысли и мнения, право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати. Никто не может быть принужден к выражению своего мнения или отказу от него. Каждый имеет право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом.

Таким образом, несмотря на предложения и комментарии к документу со стороны медиа сектора и гражданского общества, положения доработанного проекта продолжают ставить под угрозу институт свободы слова в Кыргызстане, а также свободную деятельность независимых СМИ и журналистов, включая зарубежные СМИ.

Одним из ограничений, которые сохранились в доработанном законопроекте, выступает введение принудительного порядка регистрации СМИ в качестве юридических лиц, в том числе сетевых изданий и веб-сайтов в сети интернет, которые также наделяются статусом СМИ.

Принудительная регистрация СМИ в качестве юридического лица противоречит общепринятому в международной практике принципу самоопределения, на которой базируется деятельность журналистов и СМИ. Кроме того, сами требования и условия по процедуре регистрации носят избирательный и дискриминационный характер в сравнении с порядком регистрации, предусмотренным для других видов юридических лиц. Так, объем информации, который государство желает получать от СМИ, существенно превышает объем требований, предъявляемых к коммерческим организациям. По общим правилам, установленным Законом “О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)”, не предусмотрено каких-либо требований о предоставлении информации об источниках финансирования или о том, в отношении каких других юридических лиц заявитель является учредителем или собственником.

Между тем, согласно проекту, к одному лишь заявлению о регистрации СМИ государство устанавливает ряд требований, в том числе указание:

  • сведений о собственнике (учредителе, соучредителях);
  • наименования СМИ;
  • языка или языков распространения массовой информации;
  • адреса редакции;
  • формы периодического распространения массовой информации;
  • предполагаемой территории распространения продукции СМИ;
  • примерной тематики и специализации СМИ;
  • предполагаемой периодичности выпуска, максимального объема СМИ;
  • источников финансирования;
  • сведений о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;
  • доменного имени веб-сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

При этом администрация президента до сих пор не предоставила какой-либо информации о целесообразности введения подобного списка требований к заявлению СМИ.

Уместным представляется также отметить, что создание СМИ является одним из способов реализации права каждого человека на свободу объединения, которое находится под защитой основных международно-правовых документов и Конституции Кыргызстана (статья 20 Всеобщей декларации прав человека, статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьи 8 и 35 Конституции КР).

Свобода объединений – это право человека, жизненно необходимое для функционирования демократии, а также важнейшее условие реализации других основных свобод .

В этой связи, международные стандарты прав человека предусматривают, чтобы процедуры создания и упразднения (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих юридических лиц были, в целом, одинаковыми. В Руководящих принципах по свободе объединений БДИПЧ ОБСЕ отмечается, что “законодательство должно обеспечить, чтобы процедура уведомления или регистрации была как можно более простой и, во всяком случае, не более обременительной, чем процедура, предусмотренная для других образований, – скажем, для коммерческих предприятий…”

Наделение статусом СМИ сетевых изданий и веб-сайтов, которое предусмотрено в законопроекте о СМИ, и ужесточение законодательных требований в отношении данных субъектов, как уже было выше упомянуто, нарушает один из основных принципов деятельности СМИ – принцип самоопределения в качестве журналистов и СМИ. При этом определения понятий “сетевое СМИ” и “веб-сайт”, указанные в проекте, дают основания полагать, что абсолютно все сетевые издания и веб-сайты приравниваются к СМИ.

Еще одним подтверждением этого является то, что в документ так и не были включены какие-либо признаки и критерии отнесения тех или иных источников массовой информации к СМИ. Определение понятия “средство массовой информации” включает в себя только перечисление тех субъектов, которые в соответствии с законопроектом признаются в качестве СМИ.

Не раз уже отмечалось, что правовое вмешательство в деятельность сетевых изданий и веб-сайтов должно основываться на различных исследованиях и подробном анализе специфики и особенностей указанных источников, поскольку они имеют существенные отличия от традиционных СМИ, таких как телерадиовещание или печатное издание. Существенно важным представляется также предварительное изучение сложившейся на сегодняшний день международной практики в вопросах регулирования деятельности интернет-СМИ. При этом результатом подобных исследований должно стать не копирование опыта других государств, а принятие таких законодательных и институциональных решений, которые бы в полной мере соответствовали уникальной культуре, традициям и укладу общественных отношений в Кыргызстане, а также обеспечили надлежащее соблюдение обязательств республики в рамках подписанных международных документов и Конституции.

Отдельного внимания требует наделение государственных органов, а именно Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры, необоснованно широкими полномочиями и возможностями по регулированию и вмешательству в деятельность СМИ. Так, основанием для прекращения судом деятельности СМИ являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований настоящего закона, по поводу которых Министерством юстиции либо Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики были вынесены письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (редактору) (статья 29).

При этом в документе не содержится каких-либо упоминаний о предупреждениях со стороны указанных государственных органов, порядке и основаниях для таких предупреждений, о возможности и сроках устранения нарушений со стороны СМИ, а также о праве на обжалование таких предупреждений. И все обозначенные недоработки и пробелы еще раз свидетельствуют о несоответствующем качестве документа и о поспешности его принятия.

Кроме того, существенно важным моментом является тот факт, что полномочия, присваиваемые Министерству юстиции и Генеральной прокуратуре, выходят за рамки установленной законодательством компетенции и функционала указанных органов.

Возможность создания (учреждения) СМИ на территории Кыргызской Республики будут иметь только граждане страны. Иностранные граждане и лица без гражданства в случае принятия законопроекта в представленном виде будут лишены такого права.

Помимо этого, устанавливается, что гражданин Кыргызской Республики, имеющий двойное гражданство, гражданин иностранного государства, иностранное юридическое лицо, а равно юридическое лицо Кыргызской Республики с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном капитале которого составляет 50 процентов и более, не может выступать учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм, веб-сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (статья 23). Таким образом, предлагается установить абсолютный запрет на создание СМИ иностранными субъектами.

Уже не раз звучали комментарии о нарушении подобными ограничениями международных стандартов и принципов, которые гарантируют каждому человеку право на свободу убеждений и на свободное выражение мнения, уточняя, что это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Конституция Кыргызстана прямо запрещает принятие законов, ограничивающих свободу слова, печати и средств массовой информации (часть 1 статьи 63). Более того, Конституция Кыргызстана гарантирует каждому право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати (часть 2 статьи 32), не обуславливая наличие данного права принадлежностью к гражданству Кыргызстана или другого государства.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что со стороны инициаторов законопроекта так и не были представлены какие-либо обоснования введения указанных ограничений для иностранных граждан и апатридов, что является нарушением требований Закона “О нормативных правовых актах Кыргызской Республики” (статья 25). Исходя из этого вполне обоснованно возникают предположения о дискриминационном подходе при регулировании вопроса о праве на создание СМИ, основанном на признаке наличия или отсутствия гражданства.

Одновременно стоит отметить, что в документе сохранились требования и ограничения по вопросам, которые относятся к частным делам СМИ как субъекта гражданских правоотношений. Например, законопроект устанавливает ряд требований к договорам, заключаемым между учредителями СМИ и наемными сотрудниками. В этой связи возникают вполне обоснованные вопросы относительно соответствия такого чрезмерного государственного вмешательства базовому принципу гражданского права, гарантирующему автономию воли субъектов правоотношений. В частности, гражданское законодательство основывается на признании равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (часть 1 статьи 2 Гражданского кодекса).

Кроме того, документ все еще содержит большое количество положений и требований, которые носят чрезвычайно расплывчатый, а также оценочный характер, что противоречит принципу правовой определенности и создает условия для субъективизма и широкого толкования положений документа в правоприменительной практике. Также документ требует тщательной и глубокой редакционной доработки для устранения стилистических и грамматических ошибок.

Подытоживая, хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные ограничения и требования несут в себе реальные риски и угрозы для фундаментальных прав и свобод человека, которые имеют первостепенную значимость в любом современном демократическом государстве. Инициаторы законопроекта о СМИ в попытках урегулировать деятельность и организацию СМИ в рамках правового русла, к большому сожалению, переходят все допустимые границы и, нарушая Конституцию страны и общепризнанные международные стандарты, делают практически невозможной реализацию права на свободу слова, свободу выражения мнения и печати на территории Кыргызстана.

Вместе с тем, поскольку сроки, предусмотренные для доработки законопроекта рабочей группой, пролонгированы до 15 мая текущего года, гражданское общество и медиа сектор все же надеются на достижение консенсуса по основным положениям документа, о которых говорится в настоящем письме. Дополнительно сообщаем, что предложения к четвертому варианту доработанного законопроекта также будут направлены в адрес администрации президента в согласованные сроки”, – говорится в обращении.