Генерал ГКНБ: Чекисты ежегодно должны проходить психотесты, но в КР многое решает блат и кумовство

16 февраля в 5-м микрорайоне Бишкека произошло тройное убийство. В квартире нашли убитыми 50-летнюю женщину, ее 17-летнюю дочь и пятилетнего сына.

По подозрению в убийстве задержали 36-летнего Чынтемира Аширалиева. Известно, что он является мастером спорта международного класса по рукопашному бою, баллотировался в депутаты Жогорку Кенеша 7 созыва по Баткенскому округу №2. Он также 15 лет проработал в 9-й Службе ГКНБ КР.

Редакция Bulak.kg обратилась к ветерану ГКНБ, экс-руководителю 9-й Службы ГКНБ генералу Артуру Медетбекову с вопросом, проверяют ли на психологическую устойчивость лиц, которых берут на службу в органы национальной безопасности.

“В целом, когда набирают сотрудников в систему правоохранительных органов, в обязательном порядке кандидаты проходят военно-врачебную комиссию. Они сдают экзамен по физической подготовке, а также обязаны предоставить справку из психоневрологического и наркологического диспансеров. Кандидаты на службу в ГКНБ также проходят жесткий отбор. На сегодняшний день иногда даже при отборе кандидатов применяют полиграф (детектор лжи). Кроме того, кандидаты проходят тест из 1,5-2 тысяч вопросов по психофизиологической проверке”, – рассказал Артур Медетбеков.

Однако он отметил, что бывают случаи, когда на службу в ГКНБ берут по просьбе “сверху” с поблажками.

“Некоторые сотрудники, используя связи, пытаются избежать проверок, которые все сотрудники правоохранительных органов проходят ежегодно. К сожалению, в Кыргызстане очень распространена практика помощи “друга” или высокопоставленного чиновника”, – отметил бывший чекист.

По его словам, бывают и такие случаи, когда сотрудники правоохранительных органов или уже бывшие сотрудники, которые занимаются боевыми видами спорта, получают травмы, что не всегда контролируется, и “это может дать свои погрешности”.

“На 100 процентов невозможно изучить человека и гарантии о том, как это сотрудник будет вести себя после ухода со службы, никто дать не может. Здесь есть чисто человеческий фактор, который сложно предугадать. Как вы знаете, среди сотрудников правоохранительных органов были и наркобароны, и коррупционеры, и те, кто был связан с ОПГ. Поэтому на сегодняшний день исключить на 100 процентов, что тот или иной сотрудник органов не совершит какое-либо преступление, невозможно. Никто гарантии не даст”, – заключил Медетбеков.