Бывший первый вице-премьер-министр КР Аалы Карашев выступил с рекомендациями по улучшению системы образования Кыргызстана

Политик выступил с предложениями на встрече с представителями ассоциации выпускников Академии государственного управления при Президенте КР имени Юсупа Абдрахманова

Об оптимизации системы обучения рабочим специальностям

Для подготовки по рабочим специальностям каменщика, сварщика, кладчика, швеи наши сузы затрачивают 2 года. Сам предмет требует не более 6 месяцев.
Несколько лет назад система сузов была передана из ведения Министерства труда Министерству образования. А ведь именно Министерство труда, социального обеспечения и миграции обладает сетью центров занятости по всей стране и владеет информацией по востребованности рабочих специальностей. Вносится рекомендация вернуть систему профтехобразования в ведение Минтруда.

Об оптимизации системы высшего образования

Высшие учебные заведения также не всегда готовят специалистов по требуемым на рынке профессиям. Полтора-два десятилетия назад в массовом порядке готовили по профессиям экономиста и юриста в массовом порядке, перепрофилировали вузы и создавали новые. Затем модным стало обучаться на профессию зубного врача. Теперь рынок переполнен дантистами, которые не могут найти работу.
Теперь образовательным трендом стала IT-специальность. Если сейчас по этим профессиям можно найти хорошо оплачиваемую работу, то через несколько лет, неизвестна судьба будущих выпускников.
Необходимо создать на высоком уровне коммуникативный совет по вопросам образования с участием представителей вузов, бизнес-ассоциаций, общественности и выработать стратегию определения вузовской ориентации на рынок специальностей в высшем образовании.

Об оптимизации системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих

Вопрос реализации Государственного заказа на обучение служащих практически провален. Если раньше Госзаказ, начиная с 2013 года, формировался, то последние три года Госзаказом никто не занимается. Программа развития обучения государственных и муниципальных служащих охватывала период с 2013 по 2017 год. Действие Программы завершилось, а нового документа так не было разработано.
Думается, исполнительной власти необходимо инициировать разработку такой программы. Было бы правильно разработать и конкретный план действий по подготовке государственных и муниципальных служащих.

Политик рекомендует Минобразования, Госагентству по делам госслужбы и местного самоуправления, Академии госуправления при Президенте в программах подготовки и переподготовки государственных и муниципальных уделить особое внимание развитию аналитических навыков, в первую очередь для тех слушателей, кто занимает или претендует на должности, в квалификационных требованиях которых указаны наличие таких навыков.
Необходимо, чтобы учебные курсы носили практически полезный характер. Для этого следует разработать курсы по повышению потенциала кадровых служб государственных и муниципальных органов в определении потребностей в подготовке/переподготовки государственных и муниципальных служащих в части развития аналитических навыков.

С принятием нового Закона «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» в 2021 году образовался вакуум ответственности по подготовке кадров. Если ранее высшим государственным образовательным учреждением по повышению квалификации и переподготовке служащих Законом была определена Академия государственного управления при Президенте, то сейчас Закон определяет, что это Госзаказ на обучение служащих возлагается на одно из высших учебных заведений, определяемых руководством.
Необходимо определить уполномоченный вуз по реализации Госзаказа на обучение служащих.

Рекомендации для повышения доступности образования

В Законе «Об образовании» есть норма, определяющая возможность получения студентам образовательных кредитов по ставкам, которые не выше учетной ставки Национального банка. Пока этот вопрос слабо проработан и практика получения кредитов на образование не стала столь широкой.

Карашев считает, что помимо различных советов по образованию следует создать устойчивую сеть независимого мониторинга и оценки практики подготовки кадров для страны.