В Кыргызстане предлагают ввести обязательное депонирование показаний по гендерным преступлениям и уголовную ответственность за принуждение к примирению. Эти и другие рекомендации внесло общественное объединение «Гражданский союз» в Жогорку Кенеш для решения проблемы гендерного насилия.
Депутат Жогорку Кенеша Динара Ашимова инициировала законопроект в сфере охраны и защиты от семейного, сексуального и гендерного насилия. Он включает поправки в ряд законов – Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс о правонарушениях, Закон об охране и защите от семейного насилия.
Проанализировав законопроект, Гражданский союз пришел к выводу, что его принятие может существенно расширить механизмы защиты от различных форм гендерного насилия.
Так, “Гражданский союз” внес свои предложения в законопроект. Наиболее значимые из них:
- уголовная ответственность за принуждение потерпевших к достижению примирения;
- обязательное применение депонирования показаний жертв гендерного насилия;
- отказ от проведения очных ставок с пострадавшими от такого рода преступлений;
- ответственность за сталкинг;
- усиление комитетов по охране и защите от семейного насилия.
В организации отмечают, что одна из распространенных проблем – принуждение к отказу от поддержания обвинения, иными словами «примирение» под давлением. Если в случае с сексуальным насилием сейчас обсуждается идея исключить саму возможность для примирения, то по целому ряду других преступлений и правонарушений такая возможность сохранится. Например, жертвы семейного насилия нередко находятся под давлением родственников агрессора и даже отдельных сотрудников правоохранительных органов. Такое давление направлено на получение встречного заявления. Возможно, это одна из причин, из-за которых порядка 90% заявлений о применении семейного насилия в итоге не доходят до суда.
Активисты предлагают ввести уголовную ответственность за принуждение к примирению, если оно совершается с использованием насилия, угроз насилия, шантажа и неоднократного психологического давления. Это должно отбить желание неправомерно воздействовать на пострадавшую. При этом давление со стороны работников правоохранительных органов и судов должно наказываться более жестко – лишением свободы на срок до пяти лет с запретом на занятие определенных должностей до двух лет.
Другая проблема – причинение психологических травм в ходе следствия и суда. Потерпевшие от гендерного насилия нередко испытывают психологические страдания из-за обязанности отвечать по нескольку раз на одни и те же вопросы на стадии следствия. Это продолжается и в суде. Ситуация усугубляется тем, что многие сотрудники правоохранительных органов не знают, как обращаться с жертвами, могут по незнанию навредить пострадавшим и даже иногда подтолкнуть их передумать поддерживать обвинение. В криминологии на этот счет введено особое понятие «вторичная виктимизация».
Чтобы снизить психотравмирующее воздействие на пострадавших, предлагается в Уголовно-процессуальном кодексе установить обязательное применение депонирования показаний по гендерным преступлениям.
Депонирование — это проведение допроса пострадавших или свидетелей следственным судьей, которое снимает необходимость повторных показаний.