В начале декабря сразу несколько изданий опубликовали материал с заголовком “США в скором времени просунут свою ногу в “дверь” Кыргызстана через СМИ”. Bulak.kg изучил эту статью и обнаружил несколько фактов манипуляции и лжи.
Отметим, что провокационный материал на русском языке появился на следующих ресурсах:
Статья также была опубликована на кыргызском языке на ресурсах:
Отметим, что медиакритики не раз уличали эти издания во лжи, манипуляции и несоблюдении Этического кодекса журналиста КР.
При этом, публикациями активно делятся в социальных сетях, а видеоверсия провокационного материала на кыргызском языке опубликована на YouTube каналах “Акыркы Кабарлар-Санжар Калматай” (1,8 млн подписчиков) и КалемПир ТВ (505 тыс. подписчиков). Ранее журналисты выяснили, что администратор “КалемПир ТВ” блогер Төлөгөн Атамбеков занимается продакшн, он нередко на своем канале продвигает президента Садыра Жапарова.
Разберем основные тезисы материала:
- “В октябре этого года Агентство США по международному сотрудничеству (USAID) завершило свой пятилетний проект “Инициатива по поддержке независимости медиа (Медиа-К)”. По данным “Белого паруса”, в рамках этого проекта американцы профинансировали двенадцать СМИ и НПО в Кыргызстане (“НТС”, “TV1KG”, “Клооп.Медиа”, “Кактус.Медиа”, “ПолитКлиника”, “Салам Радио”, “24.kg”, “Говори ТВ”, “Марал ТВ”, “Элгезит”, “Любимый ТВ” и НПО “Институт медиа полиси”) на общую сумму 10 миллионов 650 тысяч долларов США”.
Отметим, что USAID сотрудничает не только с местными СМИ, но и с правительством, гражданским обществом и частным сектором.
Основные цели сотрудничества – это улучшение государственного управления, содействие экономическому росту и повышение качества здравоохранения и образования.
Организация выделяет средства на поддержку и развитие парламента, судебной системы, а также министерств и ведомств. Помимо этого, USAID сотрудничает с государственным и частным секторами для развития экономики.
Вот лишь малая часть примеров финансовой помощи USAID Кыргызстану:
- $1,4 млн на борьбу с инфекционными заболеваниями;
- $2,8 млн на кампанию по вакцинации от COVID-19 в КР;
- $ 7 млн на приобретение техники и племенного скота;
- медицинское оборудование на 15 млн сомов;
- $19 млн для развития торговли;
- $66 млн на борьбу с коронавирусом;
- дополнительное лабораторное, серверное и диагностическое оборудование в поддержку возможностей реагирования на COVID-19 стоимостью 31 миллион сомов;
- более 873 тыс. сомов на обеспечение зарплаты сотрудников и административные расходы государственного гарантийного фонда Джалал-Абада;
- грант на сумму $4.9 млн для реализации проекта “Успешный аймак”
Таким образом, USAID оказывает в первую очередь финансовую поддержку государству. Однако об этом в материале не говорится. Финансирование же СМИ проходит открыто через конкурсы, где заявку может подать любая медиаорганизация. Автор целенаправленно создает врага в лице независимых СМИ, успешно прошедших конкурсный отбор, а также демонизирует грантодателя в лице USAID.
Вердикт: манипулирование информацией, дезинформация и демонизация врага.
Дезинформация – неполная или не объективная, искаженная информация, подталкивающая аудитории к нужным манипулятору действиям. Источник – Коул, 1998, стр. 210-312.
Демонизация врага – превращение оппонента в “недочеловека”, аморального, безжалостного и т.д., используя ложные или непроверенные обвинения. Источник – Коул, 1998, стр. 210-312.
- “Большинство прозападных СМИ (а круг получателей грантов почти тот же самый) ещё плотно сидят на грантах NED – Национального фонда в поддержку демократии”.
В феврале 2022 года Национальный фонд в поддержку демократии (NED) на своем сайте опубликовал отчет о том, каким организациям были выделены средства в 2021-м году.
Среди медиа организаций в этом списке можно увидеть и другие некоммерческие организации, такие как Международный республиканский институт (МРИ), Национальный демократический институт международных отношений (NDI), Институт общественного анализа, Правовая клиника “Адилет”, Общественное объединение “Центр политико-правовых исследований” и т.д. При этом под каждой организацией указаны, на какие цели будут направлены эти средства.
Медиа организации, к примеру, получили грант для создание качественных журналистских материалов, среди которых проведение дебатов, прямых эфиров с места событий, а также журналистских расследований. Помимо этого в целях проектов указаны такие задачи как обучение, наставничество, консультация журналистов и т.д. Но об этих фактах автор также намеренно умалчивает.
Вердикт: манипулирование информацией, дезинформация и демонизация врага.
- “Стоит напомнить, что Национальный фонд в поддержку демократии в своё время являлся основным элементом подрывного аппарата, работавшего против Советского Союза”.
NED является частной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на развитие и укрепление демократических институтов по всему миру. Ежегодно фонд NED выплачивает более тысячи грантов на поддержку проектов неправительственных организаций за рубежом, работающих над достижением демократических целей в более чем 90 странах. Цель организации – способствовать развитию независимых СМИ.
NED ежегодно объявляет открытые грантовые конкурсы, в которых могут участвовать все СМИ и неправительственные организации.
Что касается “элемента подрывного аппарата” против СССР. Развалу союза предшествовали несколько причин:
- кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
- ухудшение уровня жизни;
- недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
- обострение национальных противоречий;
- ослабление центральной власти;
- авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура.
Отметим, что беглые президенты Кыргызстана также обвиняли независимые СМИ в падении своих режимов.
Вердикт: манипулирование информацией, “козел отпущения”.
“Козел отпущения” – перекладывание ответственности на других, чтобы снять вину с себя и отвлечь от решения проблемы. Источник – Коул, 1998, стр. 210-312.
Вывод: издания “Вечерний Бишкек”, Stanradar.com, Sayasat.kg, Nazarnews.org, а также You-Tube каналы “Акыркы Кабарлар-Санжар Калматай” и КалемПир ТВ, опубликовав идентичный материал о США, использовали несколько видов манипуляции. Ранее журналисты не раз уличали эти ресурсы во лжи и манипулировании информацией.