В Кыргызстане хотят ввести несколько видов дорожных сборов

Министерство экономики и коммерции вынесло на общественное обсуждение проект закона “О внесении дополнений в Кодекс КР “О неналоговых доходах”, где предлагается ввести несколько видов дорожных сборов в Кыргызстане.

В справке-обосновании говорится, что для поддержания автомобильных дорог в нормативном безопасном состоянии требуется порядка 10 миллиардов сомов в год. “Фактически из республиканского бюджета выделяется около 2 миллиардов, а это примерно 100 сомов на 1 км дороги, что ничтожно мало для надлежащего содержания дорог”, — отмечается в документе.

В связи с этим предлагается внедрить законодательно-правовую основу, которая обеспечивала бы надлежащее содержание имеющихся дорог и создание условий для строительства новых путем введения соответствующих сборов. В частности, предусмотрены:

сбор на ремонт и содержание автодорог общего пользования;

утилизационные сборы за переработку автомобильных шин, в том числе бывших в употреблении;

утилизация пришедших в негодность компонентов транспортных средств и отработанных масел.

“Сбор на ремонт и содержание автодорог общего пользования будет представлять собой взимание определенной суммы с каждого литра ГСМ при розничной торговле на автозаправках с применением автоматизированной системы учета и хранения нефтепродуктов, введенной в Кыргызстане 2020 году. Здесь предусмотрена практика стран, где реализован принцип “Кто больше ездит, тот больше платит”, и все ездят по качественным дорогам”, — говорится в документе.

Также в справке-обосновании отмечается, что старые автомобильные шины — большая проблема экологов. “Покрышки не перерабатываются и не утилизируются; автомобилистам ничего не остается, кроме как хранить их, захламляя гаражи, либо выбрасывать на свалку, где они, разлагаясь, наносят вред экологии. Многие бишкекчане используют авторезину для топки котлов в домах и банях. В окружающую среду попадают сера, бензопирен, фуран, диоксины и другие канцерогенные соединения. Эти выбросы отравляют всю Чуйскую область, а над Бишкеком постоянно висит плотное черное облако”, — говорится в документе.

Учет слива использованных моторных масел в Кыргызстане не ведется. По предварительным подсчетам, только в столице из картеров машин ежегодно сливается не менее 20 тысяч тонн отработанного масла.

Предполагается, что в случае принятия проекта закона вышеуказанные сборы будут направлены в республиканский бюджет для последующей аккумуляции в Дорожном фонде при Министерстве транспорта и коммуникаций, откуда их потратят на ремонт и развитие дорог и дорожной инфраструктуры в целом.