НКО просят президента отозвать дискриминационный законопроект об НПО

Представители некоммерческих организаций сделали открытое обращение к президенту Садыру Жапарову с просьбой отозвать скандальный законопроект «О некоммерческих неправительственных организациях».

Приводим текст обращения полностью.

«Уважаемый Садыр Нуркожоевич,

Обращаемся к Вам как к гаранту конституционных прав граждан Кыргызской республики, в связи с продвижением кабинетом министров КР дискриминационного проекта Закона КР «О некоммерческих неправительственных организациях» (далее Законопроект), направленного не на создание благоприятных условий для их развития, в том числе с участием государственной поддержки, а, напротив, создающего условия для произвольного ограничения права граждан на свободу ассоциаций (объединений) и на усиление государственного регулирования и контроля над организациями гражданского общества.

Нормы, отраженные в Законопроекте, являются дискриминационными, концептуально неверными и кардинально нарушают основополагающие принципы прав человека на свободу объединения. Данный ограничительный Законопроект является беспрецедентным за всю историю независимости Кыргызской Республики, которая считалась «островком демократии» в нашем регионе.

Законопроект не соответствует Конституции КР, Гражданскому кодексу КР, Закону КР «О нормативных правовых актах КР», а также международным стандартам о праве на свободу объединения.

Так согласно нормам Законопроекта:

  1. Ст. 2 содержит понятие некоммерческой неправительственной организации, в то время как ни в Конституции КР, ни в Гражданском кодексе КР такое определение не предусмотрено. Гражданский кодекс КР определяет только два вида юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации, следовательно, Законопроект регулирует вид юридических лиц, непредусмотренный в Гражданском кодексе КР. Использование понятия «Некоммерческие неправительственные организации» в случае принятии Законопроекта недопустимо, так как согласно части 2 ст. 32 Закона КР «О нормативных правовых актах КР» нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений.
  2. Ст. 13 содержит ограничения при создании неправительственной организации:
  3. учредителями неправительственной организации не могут быть иностранные лица и лица без гражданства. Ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), ратифицированная КР признает право на свободу объединения за всеми, запрет на создание неправительственной организации иностранными лица нарушает данную статью, так как за «всеми» понимается граждане КР, иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица, в том числе иностранные. Такое же определение содержится в ст. 36 Конституции КР (Каждый имеет право на свободу Объединения).
  4. Граждане КР, общественные и религиозные организации, привлекавшиеся к ответственности в соответствии с Законами КР «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму». Данное ограничение необоснованное, так как нормы данных законов теоретически могут нарушать все юридические лица (коммерческие организации в том числе), при этом ограничение относятся только к общественным и религиозным организациям. Данное ограничение противоречит принципу 5 Руководящих принципов по свободе объединений, разработанных ОБСЕ/БДИПЧ и Венецианской комиссией от 2015 года, который определяет равное отношение между коммерческими и некоммерческими организациями, так как такое ограничение для учредителей коммерческих организаций не предусмотрено.
  5. минимальное количество учредителей составляет 10, в случае если учредителями выступают физические лица. Нет никакой целесообразности и обоснованности в определении минимального количества учредителей неправительственных организаций в количестве 10 граждан (почему не 9, 8, 5, 1?). Согласно ст. 3 Закона КР «О нормативных правовых актах КР» нормотворческая деятельность должна осуществляться на принципах, в том числе, целесообразности и обоснованности, то есть любое ограничение должно быть, кроме прочего, обоснованным и целесообразным.
  1. Ст. 17 определяет одно из оснований отказа в регистрации неправительственной организации – наименование организации, оскорбляющее нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. Здесь имеет место юридическая неопределенность (кто определяет оскорбление? какое количество граждан оскорбляет? Достаточно ли оскорбления 2 граждан?).
  2. Ст. 27 Законодательством КР могут устанавливаться ограничения на источники доходов неправительственной организаций отдельных видов. Согласно докладу специального докладчика ООН о правах на мирные собрания и ассоциации (номер доклада A/HRC/23/39) возможность объединений изыскивать, получать и использовать ресурсы из отечественных, зарубежных и международных источников является неотъемлемой и важнейшей частью права на свободу объединения.
  3. Пункт 3 части 2 ст. 35 в целях контроля за соответствием деятельности неправительственной организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, уставом и законодательству КР позволяет органам Прокуратуры, Министерства юстиции и налоговой службы направлять своих представителей для участия в проводимых неправительственной организацией мероприятиях. Согласно ст. 17 МПГПП государство обязано воздерживаться от вмешательства во внутренние дела объединения и уважать его право на неприкосновенность частной жизни.
  4. Часть 8 ст. 16 Законопроекта устанавливает срок регистрации неправительственных организаций в 30 дней, в то время как коммерческие организации регистрируют в течение 3 рабочих дней.
  5. Часть 2 ст. 20 Законопроекта определяет принудительную ликвидацию неправительственных организаций путем подачи заявления в суд органами Прокуратуры и Министерством юстиции, и его территориальными подразделениями. Основания для подачи заявления данными органами определены в части 4 ст. 35: нарушение законодательства КР; систематическое нарушение уставных целей и непредставление сведений, предусмотренных в Законопроекте неправительственными организациями в установленные сроки. Данные ограничения нарушают принцип пропорциональности, так как принудительная ликвидация должна быть пропорциональна преследуемой законной цели и применяться лишь в тому случае, когда более мягкие меры будут недостаточны. Не представление отчетностей и иных сведений не должен вести к принудительной ликвидации, также, как и наличие незначительных нарушений законодательства КР, это несоразмерная ответственность за неисполнения обязательств неправительственными организациями.
  6. Часть 2 ст. 24 Законопроекта предусматривает ограничения на вид деятельности, которыми вправе заниматься неправительственные организации отдельных видов. Ограничивая определенные виды деятельности, данная норма ограничивает правоспособность неправительственных организаций, которая возникает с момента создания и может быть ограничено исключительно в случаях и порядке, предусмотренном законом КР (ст. 84 ГК КР). Следовательно, в законе должны быть указаны в каких случаях возможны ограничения и порядок ограничения правоспособности неправительственных организаций, иначе мы сталкиваемся с юридической неопределенностью.
  7. Часть 3 ст.  Законопроекта предусматривает преследования за создание и деятельность неправительственных организаций, посягающих на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.  Данная норма также содержит юридическую неопределенность, вопросы нравственности больше относится к моральным нормам, нежели правовым нормам, так как тяжело дать оценку посягательства на нравственность населения. То, что может быть нравственным одной группе, может быть безнравственным для другой группы. 
  8. Кроме того, согласно пункту 3 части 3 ст. 37 Законопроекта все некоммерческие организации, зарегистрированные до 1 мая 2023 года, обязаны пройти процедуру перерегистрации до 31 декабря 2023 года (согласно данным Министерства юстиции на сегодняшний день существуют более 22 000 некоммерческих организаций). В случае не прохождения государственной перерегистрации в соответствии с требованиями Законопроекта, с 1 января 2024 года некоммерческая организация считается ликвидированным (ч. 5 ст. 37).  Согласно докладу специального докладчика ООН о правах на мирные собрания и ассоциации (номер доклада A/ HRC/20/27) регистрация не должна рассматриваться как экзамен на получение разрешения. В частности, при создании организации должен действовать уведомительный, а не разрешительный порядок и вновь принятые законы не должны требовать перерегистрации уже зарегистрированных объединений.

Таким образом, Законопроект не соответствует международным стандартам, так как любые ограничения прав человека должны быть: законными; целесообразными; обоснованными, пропорциональными, необходимыми в демократическом обществе и не дискриминирующими.  Законопроект противоречит статьям Основного Закона нашей страны, так согласно ст. 23 Конституции КР:  

  1. Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Они признаются в качестве абсолютных, неотчуждаемых и защищаемых законом и судом от посягательств со стороны кого бы то ни было.
  2. Права и свободы человека относятся к высшим ценностям Кыргызской Республики. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Такие ограничения могут быть введены также с учетом особенностей военной или иной государственной службы. Вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям.
  4. Запрещается принятие подзаконных нормативных правовых актов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина.
  5. Законом не могут устанавливаться ограничения прав и свобод человека в иных целях и в большей степени, чем это предусмотрено Конституцией.
  6.  Не подлежат никаким ограничениям установленные Конституцией права и свободы человека.
  7. Не подлежат никаким ограничениям установленные Конституцией гарантии запрета.

Законопроект предлагает предоставление широких прав государственным органам вмешиваться во внутренние дела НКО, а также филиалов и представительств иностранных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Кыргызстане, а также по ликвидации их, за незначительные нарушения законодательства, ведение деятельности несоответствующей уставу и не выполнения своих обязательств по представлению отчетов и иных сведений в срок. 

Также следует отметить, что принятие настоящего законопроекта приведет к коррупционным последствиям, так как при осуществлении надзорных функций у сотрудников надзорного органа автоматически появляются дискреционные полномочия и непосредственный персональный контакт с сотрудниками некоммерческих организаций, которые могут быть коррупционным образом реализованы при проверке некоммерческих организаций на соблюдение данного законодательства.

Принятие данного дискриминационного законопроекта будет означать значительные отступления от признанных стандартов в области прав граждан на ассоциацию (объединение) и вызовет трудно устранимое сомнение в искренности руководства Кыргызской республики, заявляющего о своей приверженности к демократическому развитию страны.

Учитывая дискриминационный характер законопроекта, его противоречие Конституции страны и международным обязательствам, а также негативные последствия для общества, в случае его принятия, мы просим Вас дать поручение кабинету министров отозвать столь одиозный дискриминационный законопроект.

Мы согласны с тем, что необходимо развивать более благоприятные условия для гражданского общества и совершенствовать сотрудничество между государством и некоммерческим сектором. Вместе с тем мы полагаем, что это совершенствование должно осуществляться не путем спешного принятия непродуманных и дискриминационных законов, а путем согласованного и системного совершенствования действующего законодательства, направленного на создание условий для полной реализации прав граждан на свободу объединений.

Среди основных направлений этой совместной работы полагаем необходимым:

  1. Объединить усилия государства и гражданского общества, направленных на борьбу с нарушениями прав человека, на создание условий для эффективной защиты и соблюдения этих прав, на формирование правовой культуры и культуры прав человека в стране. Национальный план действий в области прав человека, разработанный Кабинетом министров КР совместно с правозащитными организациями предусмотрит конкретные шаги по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, национальной системы защиты прав человека, а также улучшению осведомленности населения о правах человека и механизмах их защиты в КР.
  2. Внедрить систему налоговых льгот для некоммерческих организаций, в том числе путем введения налогового кредита для физических лиц по пожертвованиям для некоммерческих организаций и для организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, таким образом развивая меценатство и благотворительность в нашей стране.

Мы готовы встретиться с Вами для обсуждения стратегии формирования более благоприятных условий для гражданского общества и поиска решений для эффективного сотрудничества между государством и некоммерческим сектором.

С уважением,

  1. Эркина Убышева, ОЮЛ «Ассоциация «Смарт Жаран»
  2. Гулшайыр Абдирасулова, ЦЗПЧ «Кылым шамы»
  3. Асель Койлубаева, ОФ “Юристы за права человека»
  4. Ильяна Жедигерова, ОО «Партнерская группа “Прецедент»
  5. Багишбеков Сардар, ОФ «Голос свободы»
  6. Ошурахунова Динара, ОО «Гражданские инициативы»
  7. Гульгакы Мамасалиева, Ошский филиал ОО МЦ «Интербилим»
  8. Татту Мамбеталиева, ОФ «Гражданская инициатива Интернет политики»
  9. Бакыт Сатыбеков, ОО «Альянс по продвижению гражданских инициатив»
  10. Айдар Сыдыков, ОФ «Центр защиты общественных интересов»