Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики КР 26 октября приостановило на два месяца работу сайта «Азаттык Медиа», ссылаясь на закон о защите от недостоверной информации, именуемый в простонародье «законом о фейках».
Пресс-служба Минкульта сообщила, что причиной временной блокировки стал видеоматериал, размещенный на ресурсе «Настоящее время» ( это телеканал, созданный RFE/RL Радио Свободная Европа/Радио Свобода ) под названием «Тяжёлые бои на границе Кыргызстана и Таджикистана | АЗИЯ».
“Данная мера была обусловлена реагированием на недостоверные материалы в информационном пространстве страны, противоречащие национальным интересам КР (недостоверные сведения о событиях 14-17 сентября 2022 г.)».
«В эфире материала были применены элементы языка вражды, неподтвержденная информация о якобы нападении кыргызской стороны на Таджикистан, нагнетающая обстановку в обществе информация и вызывающая ненависть, дискриминацию и раскол среди граждан при освещении событий в Баткенской области, – сообщили в ведомстве.
Что такое недостоверная информация?
В законе о фейках есть четкое определение: “недостоверная (ложная) информация – информация, содержащаяся на сайте в сети Интернет или на странице сайта в сети Интернет, не соответствующая действительности, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию другого лица“.
А причем тут тогда “язык вражды, дискриминация и национальные интересы КР”?
Совершенно ни при чем. Закон о фейках борется лишь с недостоверной информацией, “которая порочит честь, достоинство и деловую репутацию другого лица”. В данном случае такого лица просто нет.
“В данном случае нет оснований для применения закона “О защите от недостоверной информации”, – рассказал юрист Института Медиа Полиси Акмат Алагушев. – Этот закон регулирует лишь недостоверную информацию, затрагивающую честь, достоинство и деловую репутацию другого лица”.
Если в репортаже есть элементы какой-либо дискриминации, то правоохранительные органы могут возбудить уголовное дело по ст. 330. (возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной межрегиональной вражды (розни)) и провести официальную экспертизу. Но никак не закрывать сайт.
А был ли заявитель?
Согласно закону, для того, чтобы Минкульт мог потребовать убрать недостоверную информацию, затем заблокировать сайт за недостоверную информацию, обязательно должен быть заявитель (физическое или юридическое лицо), который жалуется на публикацию.
Директор Бишкекского бюро “Азаттык медиа” Айзада Касмалиева сообщила, что никакого заявителя не было.
Выходит, что Минкульт самостоятельно подал письмо в “Азаттык” с требованием убрать репортаж, после чего, получив отказ, заблокировал сайт.
Таким образом, данный материал, по словам юристов, не подпадает под юрисдикцию закона о фейках. Также имеют место процессуальные нарушения применения этого закона. Следовательно, вопрос о законности блокировки «Азаттык Медиа» остается открытым.
Семетей Аманбеков, Internews.kg