Наплыв россиян в Центральную Азию: цены растут, квартир в аренду нет

После объявления о частичной мобилизации в России толпы россиян хлынули в страны по соседству, в том числе в Центральную Азию. Большинство из них воспринимают эти государства в качестве транзитных и не задерживаются там надолго. Однако наплыв граждан РФ всерьез взволновал жителей принимающих стран. Чаще это связано с непониманием, как это может отразиться на их привычной жизни. Об этом в материале Cabar.asia.

Главные опасения — рост цен на товары народного потребления и потеря работыНо локальные и международные эксперты сходятся во мнении, что плюсов от такой миграции для стран Центральной Азии больше, чем минусов. По словам экономиста Нургуль Акимовой, поток мигрантов повлияет в первую очередь на экономику с точки зрения потребления.

«‎Приезжие потребляют продовольствие, предметы быта, а также снимают или покупают жилье. Соответственно если на прилавках больше импортных товаров, их станет еще больше за счет спроса. Если отечественных, то сбыт данных товаров будет выше. Общественное питание, кафе и рестораны, на них тоже спрос вырастет», — говорит Акимова.

Это видно на примере Кыргызстана. Еще с первой волной приезжих, в марте 2022 года, в стране отмечается рост ряда показателей. Согласно официальной статистике, в январе-июле розничный товарооборот к аналогичному периоду прошлого года вырос на 25,3%, а оказанные рыночные услуги – на 36,4%.

Розничный оборот торговли и услуг в Кыргызстане

image 6 Наплыв россиян в Центральную Азию: цены растут, квартир в аренду нет

Таким образом потребление вырастает, появляется определенный класс платежеспособных людей, которые стимулируют продажи. Это в свою очередь приведет к росту валового внутреннего продукта.

Но есть у повышения спроса и обратная сторона.

«‎На фоне платежеспособных людей, которые готовы покупать все за дорого, розничные продавцы могут поднять цены. Это отразится на тех, кто ранее покупал все эти товары и у них не менялись доходы. Соответственно для них станет менее доступна корзина продуктов, которые они ранее потребляли», — считает экономист.

Однако есть сектора, которые отреагировали именно на поток приезжих из России. Первыми на спрос отреагировали рынки авиаперевозок и недвижимости. В первые дни мобилизации авиабилеты из Москвы в Алматы и Бишкек подскочили в 10 раз. Данные портала Aviasales фиксировали цены в районе 3,7 тысяч долларов за билет в один конец. Стоимость рейсов авиакомпании «Уральские авиалинии» по маршруту Москва-Душанбе выросла до 1,75 тысячи долларов США. Цена на билет из Москвы до Ташкента прямым рейсом доходил до 130 млн сумов (более 10 тысяч долларов США). Ранее такой же билет стоил не более 200 -250 долларов США. В настоящее время ажиотаж спал и цены вернулись примерно на уровень прежних.

Но если авиаперевозки быстро вернулись в прежнее русло, то на рынке недвижимости в странах Центральной Азии дефицит съемного жилья, номеров в отелях и высокие цены на аренду.

Казахстан

По информации МВД Казахстана, с 21 сентября в страну въехали более 200 тысяч граждан России. Большая часть из них – около 147 тысяч человек – поехала дальше в соседние страны. 

«Однозначно, массовая миграция россиян приводит к росту цен на жилье. Для рядового казахстанца, планирующего приобрести либо арендующего жилье — это не утешительная новость», — говорит экономист Данияр Ахметов.

Его слова подтверждают квартиросъемщики. Они заявляют о поднятии цен и сложности в поиске жилья по карману. Жительница Астаны Айнур Илаутдинова с января 2022 года снимает двухкомнатную квартиру вместе с коллегой в центре города. Но после новостей о мобилизации в России им позвонил собственник квартиры и сообщил, что с ноября аренда квартиры составит 260 тысяч тенге (546 долларов США) вместо 190 тысяч тенге (399 долларов США).

«Пожаловаться на его действия юридически мы не можем, так как договор ранее мы составляли лишь на полгода. Теперь от безысходности ищем новую квартиру, потому что сумма по меркам нашей зарплаты уже “бьет по карману”», — рассказывает Илаутдинова.

HWGdsGRc Наплыв россиян в Центральную Азию: цены растут, квартир в аренду нет

Такая ситуация не только в крупных городах. Семья Сакена Калкамана весной этого года переехала из села Теректы в Уральск. Но новом месте они нашли квартиру на окраине города за 80 тысяч тенге (168 долларов США), устроились с супругой на работу – нянечкой в садике и водителем автобуса.

«Только жизнь наладилась, как на прошлой неделе арендатор искусственно взвинтил цену за аренду на 50 тысяч тенге (105 долларов США). Конечно, у него сейчас большой спрос на нее. Теперь нигде не найдешь жилья дешевле. А продукты, одежда, канцелярские товары детям? Я решил, если до зимы не будем осиливать аренду, вернемся в село», — говорит Калкаман.

Такой спрос на жилье способствует заработку владельцев недвижимости, которые используют ее в качестве дополнительного заработка.  

«Я сдаю две квартиры в Костанае. Одну квартиру я сдаю посуточно, вторую на долгосрочный период. Спрос сейчас огромный, квартира, которую я сдаю посуточно, не стоит ни дня без съема. Эту квартиру снимают много россиян. Оплачивают и в рублях, и в долларах. Мне разницы нет, у меня свой фиксированный тариф. Что касается второй, там живет порядочная семья уже второй год. Никаких претензий к ним нет, искусственно поднимать цену я не буду», — говорит жительница Костаная Азиза Шужеева.

По словам риелтора агентства недвижимости Азата Смагулова, на рынке недвижимости Казахстана сейчас ажиотаж. В связи с текущей ситуацией, арендодатели искусственно подняли цены с целью на живиться на более платежеспособных арендаторах.

«Я промониторил много объявлений на популярных сейчас сайтах «Оlx.kz» и «Кrisha.kz», сказать могу одно — цены взлетели почти в 1,5 раза. Причем не только в Астане и Алматы, но и в региональных городах на границе с Россией. Когда я озвучиваю текущие цены своим клиентам из Астаны, они говорят, что не в силах платить эти деньги – их зарплаты в среднем составляют 180–200 тысяч (378-420 долларов США)», — говорит он.

Кыргызстан

По официальным данным, с 21 сентября по 3 октября в Кыргызстане зарегистрировались почти 10,5 тысяч россиян. Столичный агент по недвижимости рассказал CABAR.asia, что цены, как и спрос на жилье, выросли в два раза.

«‎Однокомнатные квартиры, которые раньше мы сдавали по 15 тысяч сомов (187 долларов США) сегодня в считанные часы уходят за 30 тысяч сомов (374 доллара США). Сейчас в принципе найти однокомнатную квартиру дешевле 23-25 тысяч сомов (287-312 долларов США) практически нереально. Только если по знакомым», — отмечает он.

624ce17f 7423 4fde ba6b Наплыв россиян в Центральную Азию: цены растут, квартир в аренду нет

Рост цен на недвижимость в Кыргызстане связан еще и с сезонным фактором. Осенью, когда в страну возвращаются или приезжают новые студенты, стоимость на жилье всегда поднималась. Но это не было так существенно, из-за того, что рост составлял не более 20%.

Сейчас же цены выросли не только на свободное на рынке жилье, но и на квартиры, которые уже были сданы. В результате, квартиранты, у которых не был оформлен договор с арендодателем, столкнулись с проблемой резкого изменения условий аренды. Арендодатели, не желая упускать сверхприбыль, просто стали повышать цены. Для многих квартирантов поднятие цены стало непосильным и они были вынуждены съехать со съемного жилья и искать новое по более низкой цене.

Таджикистан

Сейчас на улицах, в кафе и ресторанах Душанбе можно заметить много россиян, которые расспрашивают местных жителей о регистрации в Таджикистане и находятся в поисках места для временного проживания.

По словам работников столичных гостиниц, в последние дни увеличился поток их гостей и все они переполнены. 

«Туристов очень много, мест, действительно, не осталось. Большинство гостей прибыли из России. Среди них есть и молодежь, и семьи.  Кто-то останавливается на день-два, а кто-то – до октября», — рассказал менеджер одной из гостиниц Душанбе.

В гостинице «Атлас» нам также сообщили, что у них нет мест на ближайшие дни, все номера заняты. 

«Есть гости из других стран, но большое количество россиян. Большая часть остановилась до октября. И большинство из них — молодые люди в возрасте до 40 лет», — рассказали сотрудники отеля.

Мы обзвонили и некоторые хостелы в Душанбе, где также сообщили, что у них нет свободных мест, а большинство их постояльцев – россияне, выбравшие их в качестве места временного проживания. 

Вместе с этим также выросла и стоимость аренды квартир – в среднем на 15-20%. Если до 24 сентября минимальная цена аренды однокомнатной квартиры на окраине Душанбе в среднем была в пределах 100-200 долларов США, то сейчас за нее просят от 300 долларов США. Арендная плата однокомнатной квартиры в центре столицы выросла с 300 до 800 долларов США. 

Большинство граждан России говорят, что они приехали в Таджикистан на время и планируют уехать в третьи страны, когда появляется возможность, или вернутся в Россию, когда ситуация там успокоится.

Узбекистан

В Узбекистане не озвучиваются официальные данные по количеству въехавших россиян после объявления частичной мобилизации в РФ. Некоторые экономисты называют цифру в 170-180 тысяч человек, включая тех, кто приехал в страну сразу после начала войны в Украине.

Сейчас гостиницы и хостелы Ташкента переполнены, их стоимость выросла. Цены на аренду квартир и домов за последние две недели также выросли в несколько раз.

Если еще летом хорошую двухкомнатную квартиру в центре города можно было снять за 400 долларов, то сейчас за однокомнатную или двухкомнатную квартиру арендодатели просят от 600 до 1500 тысяч долларов США. Кроме того, все владельцы арендных квартир выставляют обязательное условие – предоплата на 2-3 месяца вперед.

Одна из ташкентских риэлторов Анастасия И. рассказала CABAR.asia о том, что в конце сентября цены на арендуемое жилье резко подскочили из-за большого спроса среди приезжих из России.

«Большинство из них хочет снимать жилье в центре города. Здесь городская инфраструктура всегда лучше. Спальные районы выбирают не так часто. Именно поэтому основной рост цен произошел на квартиры в центре города. Если весной здесь можно было спокойно найти квартиру за 600 долларов, сейчас это сделать, практически, невозможно», – сказала она.

Как долго приехавшие россияне пробудут в Узбекистане неизвестно. Кто-то планирует уехать дальше, кто-то – переждать здесь пока все закончится, другие находятся в растерянности и просто не знают, в каком направлении дальше двигаться.

Россиянка Ирина А. приехала в Ташкент с мужем и маленьким ребенком несколько дней назад. Пока они живут в гостинице. Подходящую квартиру еще не нашли.

«Во-первых, очень дорого. Во-вторых, как оказалось, не так просто здесь снять квартиру имея на руках маленького ребенка. К тому же, почти все арендодатели просят предоплату за два-три месяца вперед. А как мы можем оплатить несколько месяцев вперед, если мы еще сами не решили до конца, сколько приблизительно здесь пробудем. Не могу точно сказать, что мы будем делать дальше. Пока в голове какой-то туман и неопределенность», – говорит она.

Другой россиянин Артем К. приехал в Узбекистан с семьей еще в апреле. Сначала они планировали пересидеть здесь месяц и двигаться дальше, говорит он.

«Но спустя месяц решили здесь пока осесть. У меня работа так и осталось удаленной. Поэтому мне не особо принципиально, откуда работать. Все остальное нам здесь очень подходит. Климат теплый, народ дружелюбный, ну, и очень вкусная еда. Конечно, хочется вернуться домой, но пока обстоятельства диктуют другое», – сказал он.

Из-за этой ситуации, в нынешнем году, помимо собственных граждан Узбекистана, приезжающих в столицу, без доступных квартир остались и студенты. Фиксируются случаи, когда некоторые владельцы жилья, месяц или два назад сдававшие квартиры по одной цене, стараются под любым предлогом поднять стоимость либо выселить старых жильцов.

Сабир Ураков поступил в этом году в Национальный университет Узбекистана в Ташкенте. Сам он из Намангана и приехал в столицу в конце августа. Родственники сообщили ему, что договорились со своей знакомой, которая сдала квартиру за небольшую сумму.

«Три дня назад хозяйка поставила меня перед фактом, что поднимает арендную плату до 400 долларов. До этого квартира стоила 150 долларов. Она простая, без ремонта и находится в районе базара Кадышева (южная окраина Ташкента). Но 400 долларов для моих родных и меня – это очень дорого. Съехать не могу, так как мест в общежитии нет, найти дешевле что-то сейчас вряд-ли получится. Что делать, пока не знаю», – рассказывает он в беседе с CABAR.asia.

Риски и возможности

Такой наплыв граждан России в страны Центральной Азии несет региону как риски, так потенциальную выгоду. Казахстанский экономист Данияр Ахметов считает, что массовый приток новых кадров может привести к росту безработицы в регионе. 

«Наплыв “новых” граждан в ближайшее время спровоцирует проблему на рынке труда. Возникнет конкуренция за рабочие места, причем в какой-то степени специалисты из России могут оказаться более квалифицированными местных сотрудников. Однозначно, релокация и эмиграция из соседней страны может привести к перегреванию рынка труда», — говорит эксперт.

И хотя нынешние изменения на рынке недвижимости и продовольствия в регионе создали некоторый ажиотаж, но, как отмечает экономист Абдулла Абдукадиров (Узбекистан), на языке экономической науки – все это называется конъюнктурными колебаниями, которые со временем выровняются с общерыночными показателями за аналогичные периоды прошлых лет.

«Я вижу плюсы от притока значительного количества перебежчиков. А это именно так, поскольку они либо не хотят погибать за сомнительные идеи, либо вовсе не поддерживают агрессию в любом виде», – говорит он.

По его мнению для региона плюсы массового притока россиян могут быть в нескольких направлениях: 

  • рост совокупного платежеспособного спроса, особенно, на арендуемое жилье, продовольственные товары, медикаменты, одежду, услуги ресторанов и баров, транспортной инфраструктуры;
  • новая рабочая сила, которая мигрировала из более продвинутого во всех отношениях рынка, как в плане идей развития городов, так и в плане качества рабочей силы. Это позволит местным предпринимателям нанять более энергичных и квалифицированных специалистов, которые свои навыки организации и ведения бизнеса могут применить здесь;
  • появился тонкий слой людей, которые привыкли к определенному комфорту жизни, и они постепенно, но верно будут заряжать на изменение условий жизни в сторону большего удобства для всех;
  • в обществе будет больше голосов и больше мнений и это лучшее, что можно приветствовать для развития толерантности и развития на основе компромисса идей и позиций. 

Экономист Мади Кушербаев (Казахстан) также считает, что, несмотря на кажущееся негативное влияние мигрантов из России, они, при условии их благополучной интеграции в общество, могут внести свой вклад в экономику страны.

«Это достаточно образованные, подвижные люди среднего класса. Будет оживление в сфере услуг, большой приток денег.  Массовый приезд россиян пойдет на пользу сервисным, управляющим компаниям», — говорит экономист.

Политолог из Кыргызстана Денис Бердаков отмечает, что Центральная Азия могла бы создать для них условия, чтобы они не просто транзитом посещали страны региона, но и оставались здесь. Это подняло бы экономику и способствовало созданию десятков тысяч рабочих мест. Пока, по его словам, этим занимается только Узбекистан, который создает привлекательные условия для специалистов, в которых нуждается государство. 

«Сегодня мы видим в Центральной Азии переизбыток трудовых ресурсов. Но вот в чем парадокс – у нас большой переизбыток неквалифицированных ресурсов, не имеющих опыта и навыков. А вот найти хорошего сварщика в Бишкеке, или узкопрофильных врачей, учителей точных наук, лингвистов, технологов и т.д. практически невозможно. При этом из России часто едут представители именно этих профессий», —  говорит Бердаков.

Кроме того, эксперты из Таджикистана отмечают и возможный перевод бизнеса и капитала части таджиков на родину.

«Те, кто приедет в Таджикистан, обязательно возьмут с собой деньги, которые намного превышают ту сумму, которую они ранее перевели. Часть из них перенесет свой бизнес и капитал на родину, но, учитывая отношение властей страны к малому и среднему бизнесу, эта группа будет не очень большой. Этот фактор может дать небольшой толчок экономике и развитию валютного рынка Таджикистана, но это только в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе – влияние будет негативным», — говорит экономист Абдуманон Шералиев.

Помимо рынка труда, такой приток людей – это еще и возможности для сферы туризма. Несмотря на то, что многие россияне рассматривают страны Центральной Азии в качестве промежуточных, они пользуются возможностью посмотреть страну временного проживания и получить новые впечатления. 

«Наверное, впервые в истории Кыргызстана курортный сезон на Иссык-Куле длился почти до конца сентября. Это огромная загрузка, десятки тысяч рабочих мест. Это одна из причин, между прочим, роста нашей экономики. К нам приезжают россияне, которые оставляют здесь деньги: заказывают карты в наших банках, жили здесь 5-7-10 дней, питались, покупали здесь одежду и технику и т.п. То есть на самом деле мы как это не парадоксально, выгодоприобретатели этого процесса», — считает Денис Бердаков.

Даже такое недолгое пребывание россиян оставило неизгладимый след на экономиках стран Центральной Азии. В частности, через экономику Кыргызстана были пропущены десятки тысяч людей. Все они в среднем оставили от одной тысячи долларов США и выше – за аренду, питание, проживание на Иссык-Куле.

С этим согласны и международные экспертные организации. По мнению представителей Азиатского банка развития, такая миграция может иметь положительный эффект для экономик принимающих стран. Такое мнение было озвучено ими в ходе брифинга 29 сентября, посвященного работе банка в странах Центральной и Западной Азии.

Они отмечают, что среди переселенцев достаточно квалифицированных специалистов, которые могут внести свой вклад в развитие экономики.

«Мы заметили, что в целом темпы восстановление экономик стран Центральной Азии оказались намного быстрее, чем мы ожидали», — сказал старший советник АБР по Центральной и Западной Азии Синди Малвичини.

Вместе с тем эксперты АБР подчеркивают, что влияние на экономики от переселения россиян может меняться в зависимости от продолжительности тенденции, решений бизнеса и властей. Также сохраняются риски ускорения темпов инфляции.