Президент Кыргызстана Садыр Жапаров в интервью агентству «Кабар» прокомментировал ситуацию на Кумторе.
– Бытуют различные мнения и доводы, что якобы из рудника увезли 19 тонн золота, по другим данным – 21 тонну. Скажите, где золото «Кумтора»? Также есть вопрос касательно отказа кыргызской стороной от компенсации за нанесенный вред окружающей среде. Расскажите об этих процессах поподробнее.
– Да, по воле божьей «Кумтор» перешел кыргызскому народу. До этого, в прошлом году 17 мая, мы ввели там внешнее управление и взяли под свой контроль. Почему внешнее управление? Потому что 74% акций «Кумтора» принадлежало компании «Центерра». Именно поэтому до этого месторождением управляли они. По причине того, что они разрабатывали месторождение, не придерживаясь международных норм безопасности для окружающей среды, а также за уклонение от уплаты налогов мы вынуждены были ввести внешнее управление. Далее они подали на нас в международные суды в Торонто, Нью-Йорке и Лондоне. В своих доводах они отмечали, что нынешняя стоимость рудника «Кумтор» составляет 3 млрд долларов, и что якобы Кыргызстан отобрал у них рудник. В свою очередь, мы тоже заявили, что они нанесли колоссальный ущерб окружающей среде и что вред, по первичным оценкам, составляет примерно 3 млрд долларов. Это были примерные подсчеты урона. Дело в том, что у нас нет того, кто бы смог более точно подсчитать нанесенный вред природе. Но, несмотря на это, во всех судебных тяжбах они были впереди нас. Потому что они знали, что в любом суде мы не получим ни гроша за нанесенный вред окружающей среде. Они ссылались именно на наши законы, которые приняли кыргызские беспринципные, продажные чиновники и депутаты. Именно наши чиновники приняли кабальный закон, позволяющий при разработке наносить урон ледникам. Если все рассматривать с точки зрения законов, то правда была на их стороне. Потому что наши продажные чиновники приняли нужный для них закон.
Что нужно делать? Я дал поручение разобраться в нанесенном вреде именно от коррупционных схем. И тут, конечно, всплыли невыплаты по налогам. Этот ущерб мы заставили платить «Кумтору». Так, в течение года шли разбирательства и переговоры. В конце концов, они сдались, и «Кумтор» полностью на 100% перешел государству. В ходе переговоров мы также смогли добиться перевода 53 млн долларов в Кыргызстан, которые долгое время лежали в иностранном трастовом фонде, и мы не могли их получить. Это те средства, которые будут использоваться для восстановления окружающей среды после прекращения производства на руднике. На протяжении 30 лет, какой бы политик ни поднимал этот вопрос, всегда требовали, чтобы эти средства хранились в кыргызских банках, и чтобы наши банки получали от этого пользу. Но, несмотря на это, никто не мог добиться перевода в наши банки даже одного доллара. Сегодня же эти деньги находятся в Национальном банке страны. Впредь до окончания работы рудника пользу от этих 53 млн долларов будут получать наши банки. Также мы смогли добиться, чтобы нам выплатили 50 млн долларов компенсации. Кроме этого, получили дивиденды за прошлый год в размере 11 млн долларов. Таким образом 61 млн долларов поступили в стабилизационный фонд. На эти деньги мы построим в Тамчы свободную экономическую зону.
Также часто спрашивают, почему мы отказались от акций, якобы у нас были акции на 500-600 млн долларов. Но зачем нужны акции, если за 30 лет мы не смогли выручить от них и 30 центов? Когда мы взяли «Кумтор», акции еще упали. Они превратились просто в бумажки.
Теперь по поводу нашего отказа от притязаний касательно вреда, нанесенного окружающей среде. Если даже мы не захотим отказываться от этих обвинений и будем судиться 50 лет, то все равно мы не получим за это и 50 центов. Этого могут не видеть только слепые и горделивые, а здравомыслящим это давно понятно. Выше я отметил, что мы виноваты сами, ведь мы сами закрепили все на законодательном уровне, что позволило им наносить вред окружающей среде. В этой связи, чем судиться длительное время, для нас в тысячу раз выгоднее было забрать «Кумтор». Это лучше, чем какие-то несбыточные иллюзии. До этого рудник в год Кыргызстану давал лишь 5 млрд сомов. Сейчас же с учетом налогов, социальных отчислений, чистой прибыли и других выплат сумма составляет более 50 млрд сомов. Таким образом, ту сумму, которую мы могли бы получить в случае выигрыша в суде за вред окружающей среде, мы сможем отбить за 4-5 лет.
Теперь остановимся на вопросах продажи золота. Все золото, которое добывается во всех золоторудных месторождениях страны, включая «Кумтор», закупает Национальный банк через «Кыргызалтын». Далее Нацбанк продает золото за границей на мировой бирже и делает расчеты с рудниками по принципу того, у кого сколько взял. Так ведется процесс торговли. Если Нацбанк не будет торговать золотом из месторождений, то как же они будут добывать золото? Им что, с небес будут деньги падать? И вот таким образом к концу года вся прибыль от «Кумтора» попадает в казну. Каждый доллар находится под контролем. Национальный банк, «Кыргызалтын» и «Кумтор» – все несут ответственность головой за каждый доллар и за каждый грамм золота. Народ может не беспокоиться по этому поводу. За счет прибыли в стране увеличивается заработная плата, пособия.
Теперь что касается тех, кто, не зная всего, на пустом месте утверждает, что мы якобы укрыли 19 или 21 тонну золота. Пусть они отныне знают, весь процесс вывоза золота проходит в строгой тайне. В какую страну, каким самолетом и в какое время – также держится в строжайшей тайне. Это делается не для того, чтобы скрыть что-либо от народа, а в целях безопасности груза. Сами представьте, Национальному банку, чтобы перевезти золото стоимостью в миллиард, нужно преодолеть по воздуху несколько стран. И если они объявят, что намерены вывозить столько-то золота в такую-то страну, естественно, есть риски, что золото может не долететь до пункта назначения. В этой связи впредь перевозка золота будет тайной. Они будут доставлять золото в заграничные банки, далее продавать на мировой бирже. Вся надлежащая документация будет храниться всегда в архиве.
Никто не сможет обмануть государство. Сейчас не то время, когда говорили, что не могли найти весы и все отправили, посчитав взглядом. Есть еще один момент, который хотелось бы донести до народа. Отдельные лица говорят, что золото «Кумтора» разворовывается. Хочу на это ответить, что с «Кумтора» ни то, что один килограмм золота, даже один грамм никто не сможет своровать. Там на каждом пункте будут расписываться по 5-10 человек. Каждый грамм будет взвешиваться на весах. Кроме того, весь процесс будет проходить в рамках цифровизации и будет находиться под видеонаблюдением. С этой стороны мы должны отдать должное канадцам. Также помимо разработки самого «Кумтора», есть и ряд других важнейших процессов, таких как ГСМ, запасные части, питание и так далее. Вот здесь возможно хищение. Когда «Кумтор» перешел к нам, я отправил туда Счетную палату. В ходе проверок было установлено, что некоторые материалы закупались по более дорогой стоимости, чем рыночная цена. Именно поэтому нам пришлось сменить руководителя «Кумтора» и донести до нового главы, что отныне государство будет контролировать все на месторождении, и что они будут отвечать за каждый тыйын. В свою очередь, рабочая группа во главе с Генеральной прокуратурой будет далее проводить там проверки. Я дал им месяц времени. Итоги проверок сообщим народу. Нам нечего скрывать от общества.