Как мы сохраним Аральское море?

0
87

21 июля в Кыргызстане прошла консультативная встреча глав государств Центральной Азии. Об этом писали и турецкие издания. Мы решили опубликовать перевод статьи профессора Абдулвахап Кара, размещенной на сайте oncevatan.com.tr.

Одним из ключевых направлений, обсуждаемых на прошедшей встрече, стал водный вопрос. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в рамках данного обсуждения подчеркнул необходимость принятия решительных мер по эффективному использованию водных ресурсов Аральского моря. В своем выступлении он сказал, что для обеспечения надлежащего использования водных ресурсов в бассейне Аральского моря должны быть приняты конкретные меры в связи с климатическими проблемами и увеличением спроса на водно-энергетические ресурсы. В рамках международного фонда восстановления острова важно активизировать сотрудничество между странами Центральной Азии.

Аральское море

Самая затяжная экологическая проблема в странах Центральной Азии, начавшаяся в 1960-х годах, — высыхание Аральского моря, к сожалению, продолжается и сейчас. Ущерб здоровью и благополучию людей, проживающих в регионе, очевиден, даже если эти изменения не очевидны. Засуха, опустынивание, изменение цикла рек и глобальное изменение климата, безусловно, взаимозависимы.

Хотя Аральское море находится на территории Узбекистана и Казахстана, его проблема наносит экологический ущерб другим странам соседнего региона и даже отдаленным регионам мира. По этой причине Организация Объединенных Наций и страны вокруг нее проводят различные исследовательские мероприятия. Международные эксперты подчеркивают необходимость постоянного открытого диалога между странами-партнерами, поиска взаимоприемлемых решений, совместных усилий по экологическим проблемам.

Две организации работают над улучшением диалога в странах региона, где находится Аральское море. Одной из них является Среднеазиатская межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия, созданная в 1992 году. В этом году 26 апреля на встрече в Туркестане (Казахстан) ей исполнилось 30 лет.

Во-вторых, в 1993 году Туркменистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан совместно учредили Международный фонд спасения островов (МФСА). Кстати, в марте следующего года будет отмечаться 30-летие этого фонда, который служит площадкой для решения общих водно-ресурсных, экологических и социально-экономических проблем.

Профессор Абдулвахаб Кара

«С 2016 года Кыргызстан принял решение «заморозить» свое участие в работе МФСА. Однако на протяжении прошедшего года должностные лица профильных министерств и ведомств Кыргызской Республики активно участвовали в деятельности рабочей группы по совершенствованию организационной структуры и нормативно-правовой базы МФСА, представляя официальные позиции и предложения страны. Было бы полезно продвинуть эту работу, передать Бишкеку очередное председательство в Фонде и скоординировать процесс трансформации», — считает профессор Абдулвахаб Кара.

Еще одна ситуация, на которую обратили внимание экологи в Центрально-Азиатском регионе, — это нарушение международного водного законодательства. Все страны Центральной Азии договорились придерживаться утвержденных планов и установленных принципов водораспределения, более или менее поддерживающих баланс воды в реках и озерах. А по мнению автора статьи, строительство гидроэлектростанций некоторыми странами негативно сказывается на спасательных работах. Потому что в Северный Арал или Малый Арал вода поступает только из Сырдарьи.

В статье также отмечается, что предотвращение крупных экологических проблем и других бедствий, связанных с Аральским морем, связано с тесным сотрудничеством государств региона в этом отношении. Для решения этой задачи необходимо координировать совместные усилия и следовать четко установленным стратегическим планам. И тот факт, что этот вопрос был вынесен на повестку дня 4-й Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, вселяет надежду.

Двумя главными реками Аральского моря являются Амударья и Сырдарья. Территорию бассейна занимают пять независимых государств СНГ — Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан и Республика Узбекистан, а также часть территории Афганистана.

После распада СССР, в целях предотвращения конфликтов и серьезных затруднений в управлении водными ресурсами, а также поддержания порядка в водораспределении, водоограничении и учете министры пяти независимых государств Средней Азии (Н. Кыпшакбаев, В. Мельниченко, А. Нуров, А. Иламанов, Р. Гиниятуллин) приняли совместное решение в результате переговоров, встреч и обсуждений, состоявшихся в Ташкенте 10-12 октября 1991 года. Проанализировано, что сообщество народов Центральной Азии, с учетом природных и экономических условий, должно обеспечивать рациональное использование водных ресурсов в регионе, их равные права и обязанности, координировать и управлять совместными усилиями. 18 февраля 1992 года в Алматы пять министров водного хозяйства Средней Азии (Кыпшакбаев Н., Зулпуев М., Нуров А., Иламанов А., Гиниятуллин Р.) подписали соглашение «Сотрудничество в области совместного управления. «Об использовании и охране водных ресурсов межгосударственных источников». Это соглашение фактически создало единый орган - Межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию (МКВК) и было закреплено решением глав государств от 26 марта 1993 года в городе Кызыл-Ордо и «Соглашением о совместных усилиях по решению проблемы Арала и Приаралья, по оздоровлению окружающей среды и обеспечить экологическую чистоту».