Жыпариса Рысбекова: Основной причиной насилия в отношении детей является обесценивание института семьи, семейных ценностей

Экс-уполномоченный по правам ребенка КР Жыпариса Рысбекова в интервью рассказала о проблеме насилия в отношении детей в республике и о путях ее решения.

Должность Уполномоченного по правам ребенка КР была основана в прошлом году в новой редакции Конституции КР и вы стали первым Уполномоченным по правам ребенка КР. Скажите пожалуйста, какие обязанности были возложены на вас?

– 2021 год стал рубежным в государственно-правовом развитии Кыргызской Республики. Принципиально важным для страны шагом стало новая редакция Конституции Кыргызской Республики, провозгласившая детей важнейшей ценностью.

И 5 мая 2021 года впервые в истории Кыргызстана должность Уполномоченного по правам ребенка закреплена Конституцией страны. Утверждено Положение, в котором определены полномочия, основные задачи и функции.

Основными задачами Уполномоченного по правам ребенка Кыргызской Республики являются обеспечение защиты прав и законных интересов детей в нашей стране и тех, кто находится за пределами страны, мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей, предупреждение нарушений прав и законных интересов детей, содействие их восстановлению, участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сотрудничество с международными организациями, рассмотрение обращений граждан по вопросам нарушений прав детей и многое другое.

Как вы знаете, я на этой должности проработала только 10 месяцев и в институте Уполномоченного работают всего 2 эксперта.  За этот период мы сделали первые шаги в становлении данного института в Кыргызской Республике.

За это время я старалась реагировать на каждый резонансный случай и каждое обращение на приеме граждан, рассматривала соответствующие законодательные инициативы по вопросам защиты прав детей, проводила мониторинговые и инспекционные выезды во всех регионах страны.

Вот, к примеру, избиение ребенка в частном реабилитационном центре, при нашем содействии мать избитого ребенка с инвалидностью написала заявление в орган внутренних дел, оказана психологическая поддержка матери и ребенку. Ребенок на сегодня посещает государственный реабилитационный центр.

Случай смерти воспитанника Военно-Антоновского детского дома Якунина И. по данному случаю мы провели комиссионное выяснение обстоятельств его гибели. Рассмотрены выполнение должностных функций ответственных работников, взаимодействие территориальных органов по вопросу защиты прав детей. С учетом изученных обстоятельств его гибели были внесены рекомендации Кабинету Министров по устранению причин смерти и рассмотрение ответственности работников, допустивших смерть ребенка. По итогам работы на ответственных работников зарегистрировано уголовное дело и на сегодня идет судебный процесс. Также по итогам комиссионного изучения были приняты меры дисциплинарного характера в отношении сотрудников, допустивших смерть ребенка: 4 сотрудника уволены, 6 сотрудникам объявлен выговор.

Другой случай, дети были изъяты из семьи и находились в детских учреждениях интернатного типа и матери не могли вернуть детей. У мамы ребенка грудничка отобрали. Разбирались по данному факту. Мама просила вернуть ребенка, ей необходимо было восстановить документы удостоверяющих личность. При нашем содействии оказана помощь маме и бабушке в получении документов удостоверяющих личность и ребенок возвращен в свою семью. Данная семья проживает в г. Бишкек и с ней была продолжена работа.

В Кара-Суйском районе нарушены права детей в проживании в биологической семье, так мама по состоянию здоровья оставила двоих детей в интернате, и обратно не вернулась, потом когда уже вернулась не смогла забрать детей. Так как, за это время потеряла работу и сменила место жительства. При нашем содействии вернули детей маме. Данная семьи социальными работниками взята под социальное сопровождение.

Например, в социальных сетях было размещено видео, там молодая мать является жертвой семейного насилия и у нее двое детей, у которых нет свидетельств о рождении. Данную семью разместили в кризисный центр. При моем содействии детям выдали свидетельство о рождении. Мать являлась гражданкой Республики Казахстан, проведены переговоры с Консульством Республики Казахстан и при их содействии мать с детьми выехала на постоянное место жительство в Республику Казахстан.

Мы разбирались с нарушением прав ребенка в семейном окружении. У матери отобрали ребенка родственники гражданского мужа. Для юридического сопровождения нами было направлено письмо о закреплении юриста, который будет сопровождать в судебных процессах.

Проведено комиссионное изучение нарушения прав репатриированных детей на образование и социальную защиту. По итогам восстановлены права 5 детей на образование и социальную защиту, также в отношении должностных лиц, нарушивших права детей возбуждено уголовное дело. Также приняты меры дисциплинарного характера в отношении сотрудников: 1 сотрудник был уволен, строгий выговор объявлен 2 сотрудникам, еще двум сотрудникам выговор и предупреждение.

Все резонансные случаи в отношении детей были взяты на контроль.

И таких фактов много, где были нарушены права детей и по каждому факту мы реагировали, проводили работу с государственными органами, органами местного самоуправления по восстановлении прав детей. Конечно по многим случаям нарушения прав детей надо решать проблемы на системном уровне.

Насилие по отношению детей отражает системную болезнь в обществе, ее глубину и масштабы. Можно ли предотвратить насилие над детьми?  

– Мы провели анализ ситуации в стране за 2018-2021 годы, который показал, что насилие в отношении детей принимает более жестокий характер (смерть, инвалидность, травмы и т.д.). Необходимость поиска работы вынуждает большое количество родителей (около миллиона граждан) выезжать во внутреннюю или внешнюю миграцию и оставлять детей на попечение родственников, знакомых или оставлять их в учреждениях интернатного типа.

Проблема насилия над детьми одна из наиболее болезненных – за последние годы статистика случаев жестокого обращения с детьми увеличивается, характер насилия становится все более жестоким. За последние 3 года по данным Министерства труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики численность детей, подвергшихся жестокому обращению (физическое, сексуальное или психологическое насилие) возросла на 45 %.

По данным Министерства внутренних дел Кыргызской Республики по состоянию на 1 декабря 2021 года 467 фактов зарегистрировано уголовных дел по жестокому обращению и  насилие в отношении детей. Из них 132 находились на следствии, завершены – 245, приостановлены – 22, переданы в суд – 68. По данным фактам всего подверглись насилию 494 детей, из них 292 девочки.

Демографический состав детей, подвергшихся насилию распределен следующим образом. Из общего количества подвергшихся насилию 42 % дети в возрасте от 8 до 14 лет. В основном физическому насилию подвергаются дети в возрасте 8-14 лет, что составляет 43 % от всех детей, подвергшихся физическому насилию.

А сексуальному насилию подвергаются дети в возрасте 15-17 лет, что составляет 51% от всех детей. Психологическому насилию подвергаются 8-14 лет, что составляет 49% от всех детей, подвергшихся психологическому насилию.

Из общего количества детей, подвергаются насилию со стороны родителей, отчимов и мачех 44 %, со стороны незнакомых 33 %, а 15 % со стороны родственников.

Анализ показал, что соответствующими службами на местах не проводились своевременное выявление и социальное сопровождение вышеуказанных детей – жертв насилия и их семей, хотя они являлись неблагополучными и находились в трудной жизненной ситуации.

Увеличивающие факты насилия свидетельствует о слабой профилактической работе по устранению причин насилия в отношении детей. Меры на уровне государственных и муниципальных органов по вопросам защиты детей не отвечают текущей возникшей ситуации.

Также анализ вышеуказанных фактов насилия в отношении детей показал, что основной причиной является обесценивание института семьи, семейных ценностей, отсутствие навыков и знаний ответственного родительства. Проблемы, связанные с необходимостью поиска работы, вынуждает большое количество родителей (около миллиона граждан) выезжать во внутреннюю или внешнюю миграцию и оставлять детей на попечение родственников, знакомых или оставлять их в учреждениях интернатного типа.

Государственные и муниципальные органы должны своевременно выявлять всех детей, оставшихся без попечения родителей, особенно детей трудовых мигрантов. По каждому выявленному ребенку, оставшемуся без попечения родителей необходима системная и планомерная работа в рамках плана индивидуальной работы с семьей и индивидуального плана по защите ребенка. О каждом ребенке страны государство должно знать, особенно в случаях нарушения его прав и угрозы его жизни и здоровью.

Нам крайне необходимо создавать школы ответственного родительства, мультидисциплинарные профилактические центры, оказывающие социальные услуги детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, через механизм государственного социального заказа. Нужно  упрощать процедуры оформления предварительной опеки и попечительства. При этом на постоянной основе следует также проводить информационно-разъяснительную работу по предупреждению фактов насилия на основе современных цифровых и коммуникационных решений. В системе образования должна быть усилено взаимодействие с родителями учеников по вопросам воспитания, предупреждения насилия в отношении детей.

Только постоянная и рутинная, согласованная работа всех государственных и муниципальных органов, организаций здравоохранения и образования, правоохранительных органов может предупредить насилие. Формальный подход в такой работе чреват жизнями детей.

В последнее время увеличивается правонарушения среди несовершеннолетних, по данному вопросу что вы сделали?

– Уполномоченным по правам ребенка КР проведен анализ текущей ситуации по вопросу профилактики и предупреждения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних за 2018-2021 годы.

Несмотря на то, что Кыргызской Республикой приняты ряд законодательных актов, направленных на профилактику преступлений несовершеннолетних, социализацию и реабилитацию детей в конфликте с законом.

По данным Министерства внутренних дел КР на профилактическом учете в инспекциях по делам несовершеннолетних состоят за 10 месяцев 2021 года – 1713 несовершеннолетних детей, по сравнению с отчетным периодом 2020 года численность возросла на 25%.

За это же время в суд переданы 366 уголовных дел в отношении несовершеннолетних детей, при этом ежегодно примерно на 20% увеличивается осужденных детей.

По итогам анализа выявлено о недостаточном исполнении Закона Кыргызской Республики «Об основах профилактики правонарушений», принятого 5 мая 2021 года со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, об отсутствии системы превентивных мер с несовершеннолетними детьми и механизмов работы с детьми из групп риска, реабилитационных услуг и мер для социализации детям, находящихся в конфликте с законом.

По данному вопросу проведено совещание с участием представителей государственных органов, полномочных представителей президента КР в областях, мэриями городов Бишкек и Ош и даны соответствующие поручения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

В начале интервью вы упомянули, что проводили мониторинги в регионах. Можете коротко рассказать об этом?

– Конечно. Одной из задач Уполномоченного является мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами.

Мы проводили мониторинги в разных областях. В 2021 году были осуществлены 5 выездов в регионы: в Нарынскую (г. Нарын, Нарынский, Ат-Башинский, Ак-Талинский и Кочкорские районы), Таласскую (г. Талас, Таласский, Кара-Буринский, Бакай-Атинский районы) и Джалал-Абадскую области (города Кара-Куль и Таш-Кумыр, Токтогульский, Аксыйский, Ала-Букинский и Чаткальский районы), где посетили 43 организации системы образования, здравоохранения и социальной защиты. Результаты мониторинга и предложения по решению выявленных проблем прав детей доведены до руководителей государственных органов.

Организовано взаимодействие с полномочными представителями Президента КР в Нарынской, Таласской и Джалал-Абадской областях, акимами районов, главами айыл окмоту и сотрудниками социальных учреждений и инспекции по делам несовершеннолетних.

Также мы провели мониторинг жилищного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По всей республике на учете в органах местного самоуправления для получения жилья состоят более 2 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По итогам мониторинга выявлено, что в стране отсутствует централизованная база данных детей-сирот, нуждающихся в жилье, контроль со стороны государственных органов по обеспечению детей-сирот, особенно выпускников детских учреждений интернатного типа, также отсутствует программа по обеспечению жильем детей-сирот, так как дети-сироты не могут позволить приобретать жилье через государственные ипотечные программы,    

На сегодня нет централизованных данных по обеспечению жильем или земельными участками детьми-сиротами. В программе «Мой дом» до 2026 года, утвержденного Кабинетов министров КР в 2021 году для вышеуказанной категории не предусмотрены меры внедрения социального жилья, льготного обеспечения жильем детей-сирот.

По итогам мониторинга, с учетом международного опыта внесены рекомендации государственным органам и органам местного самоуправления по обеспечению прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей жильем.

Нами проведен мониторинг вопроса взыскания алиментов, по правам и обязанностям родителей (лиц, их заменяющих) по защите прав и интересов детей.

По статистике, в Кыргызстане разводится каждая пятая пара. Причем почти треть из них расстаются, не прожив в браке и пяти лет. В итоге около 13,3 тысячи детей остаются без одного из родителей. И это только дети, рожденные в зарегистрированном браке.

Так, по статистике около 70% браков заключается в возрастной группе 20-29 лет как среди мужчин, так и среди женщин, из них в дальнейшем распадается каждый 5 брак. При этом наблюдается устойчивая тенденция к росту разводов и снижению активности заключения брака.

Из статистики следует, что в 2021 году количество зарегистрированных разводов по сравнению с 2020 годом увеличилось на 33% (2020 г. – 9128, 2021 г. – 12 172 разводов), за этот же период численность зарегистрированных браков увеличилась на 30% (2020 г. – 39747, 2021 г. – 51 795).

При этом инициаторами разводов выступают представители обоих полов примерно в равных пропорциях 54 и 46% соответственно женщин и мужчин заявителей.

По официальным данным, в Кыргызской Республике в 2021 году был зарегистрирован свыше 59 тыс. плательщик алиментов, что за последние 3 года увеличилось на 68 %.

Из общего количества плательщиков алиментов в 2021 году 3,4 % плательщиков объявлено в розыск из-за задолженностей по алиментам, а в уголовное производство переданы дела в отношении 0,8 % неплательщика алиментов. Их долги составляют от 20 тысяч до 1,5 млн сомов. Некоторые отцы не платят более 10 лет. Лишь 8% неплательщиков алиментов в Кыргызстане – это женщины. На сегодня вопросы взыскания алиментов, по правам и обязанностям родителей (лиц, их заменяющих) по защите прав и интересов детей урегулированы законодательством Кыргызской Республики. Однако, несмотря на установленные порядки, вопрос стоит об их исполнении в правоприменительной практике, в связи с чем нами предложены меры по усилению уголовно-правового механизма исполнения судебных решений в сфере защиты прав детей.

Внесены предложения по развитию института семьи, по укреплению семейных отношений, а также ввести дополнительные обязательные требования для регистрации развода, в том числе наличие соглашения об алиментных платежах, посещение семейных психологов, и иные меры, направленные на сохранение брака; внедрении школ ответственного родительства, которые будут работать с молодыми семьями по построению семьи.

Также мы провели мониторинг системы усыновления (удочерения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами. При проведении мониторинга выявлены коррупционные явления в системе международного усыновления со стороны государственных органов и должностных лиц. По данным фактам возбуждено уголовное дело. Также внесены предложения по устранению коррупционных норм в действующих нормативных правовых актов по усыновлению.

Много ли родителей обращались к вам за помощью? Если да, то какие проблемы они поднимали, и какая помощь была предоставлена им?

– Рассмотрение обращений граждан, а также организаций по вопросам, касающимся нарушений прав и законных интересов детей, является основой работы института. В 2021 году в наш адрес поступило и было рассмотрено 18 обращений.

Граждане обращались ко мне и через социальные сети. Около 140 человек обратились по телефону, на личный прием были приняты в порядке 60 наших граждан. Также хочется отметить, что в адрес Уполномоченного обращались родители несовершеннолетних, но чаще всего обращались иные родственники ребёнка, например, бабушки, дедушки, тёти и дяди.

В наш адрес поступило свыше 250 писем. Мы старались оперативно реагировать на все запросы заявителей, оказывая содействие в защите прав детей. Разрешение проблем, заявленных в указанных обращениях, находилось на особом контроле. Кроме того, к нам обращались общественные организации, включая и благотворительные фонды. Поступило 4 обращения от адвокатов граждан по вопросам, в том числе защиты прав детей и семей с детьми.

Применялась ли зарубежная практика в сфере соблюдения прав детей, несовершеннолетних?

– Институт Уполномоченного реализует защиту прав несовершеннолетних граждан Кыргызской Республики не только на территории республики, но и за её пределами. При этом, кроме национального законодательства, он руководствуется рядом международных документов, в том числе Конвенциями в сфере прав ребенка, ратифицированных Кыргызской Республикой, международными, двухсторонними договорами, обеспечивающими защиту прав детей.

Как вы знаете, за пределами страны очень много трудовых мигрантов живут и работают, особенно в Российской Федерации. И с первых дней поступали обращения со стороны граждан Кыргызстана и России, в котором просили о помощи (насилие детей, брошенные, оставленные дети в детских учреждениях, дети были вывезены). И для восстановления прав детей и их семей мы постоянно связывались институтом Уполномоченного в Российской Федерации. Для оперативного решения вопросов восстановления прав детей мы разработали и направили в адрес Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации проект Меморандума о взаимопонимании между Уполномоченным по правам ребенка Кыргызской Республики и Уполномоченным по правам ребенка при Президенте Российской Федерации. В планах было подписание такого меморандума с таким институтом в Республике Казахстан.

Какие планы были у вас?

– На 2022 год были запланированы дальнейшие меры по улучшению системы защиты прав и интересов детей, предусмотренные также и в Национальной программе развития страны до 2026 года.

Мы планировали провести мониторинг по вопросам прав детей на социальное обеспечение, здравоохранение, спорт, образование, в том числе на дошкольное образование, мер социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, также выработка мер по предотвращению насилия в отношении детей и др. Также планировались мониторинги реализации прав детей в регионах (Чуйская, Ошская, Баткенская и Джалал-Абадские области, города Бишкек и Ош).