Политолог: Контрольно-кассовые машины – это нормально, так работают во всем мире

“С принятием нового Налогового кодекса через контрольно-кассовые аппараты будут контролироваться денежные и товарные потоки. Это – нормально, так работают во всем мире, везде, где есть сильное государство, которое защищает своих граждан”, – отметил политолог Денис Бердаков, комментируя резонансный вопрос о Налоговом кодексе.

Он отметил, что на текущей неделе из-за проекта нового Налогового кодекса наблюдается волнение работающих на рынках, так как в Кыргызстане большая часть граждан вовлечена в малый и средний бизнес, а последние два года выдались для них тяжелыми из-за пандемии.

Руководитель Института социально-политических исследований «Элчи» Денис Бердаков отметил, что принятие нового Налогового кодекса в любой стране вопрос непростой.

Отвечая на вопрос редакции о том, какие предпосылки для изменения налоговой политики были в Кыргызстане, эксперт отметил резкий диссонанс между экономическими потоками и экономической активностью.

«Официальный ВВП Кыргызстана, где живут 6,5 млн человек, составляет $8 млрд, при этом бюджет $2,2 млрд. Чтобы понимать много это или мало, сравним Кыргызстан со схожими странами – Арменией и Грузией. В Армении живут 3 млн человек, в Грузии 3,7 млн, но их бюджеты и ВВП несоизмеримо больше. К примеру, бюджет Грузии на 2021 год составляет $5,5 млрд, а ВВП $16 млрд в год. Дело в том, что в Грузии довольно жесткое администрирование налогов, там легко организовать фирму, создать компанию, все очень прозрачно. А главное то, что налоги хорошо собираются и практически нет налоговых выпадений. То есть там в два раза меньше населения, но бюджет в два с половиной раза больше нашего. В Армении бюджет на 2022 год $4 млрд, ВВП $13,6 млрд, при этом там в два раза меньше населения, чем в КР. Те, кто был в Армении знают, что эта страна в целом бедная, там нет мощных предприятий. У нас же значимое население, есть мощные горнодобывающие проекты, количество которых будет увеличиваться с каждым годом, через Кыргызстан идет мощный поток товаров из Китая, Турции, Ближнего Востока в Казахстан, Россию. И при всем при этом у нас нищий госбюджет. Это говорит о том, что у нас слабое государство», – говорит эксперт.

По словам Дениса Бердакова, в последние 30 лет в Кыргызстане была негласная договоренность между властью и обществом о том, что государство не лезет в дела бизнеса.

«Но как показал кризисный 2020 год, так долго продолжаться не может. У нас полная деградация государственных институтов, на госслужбу мало кто идет из-за нищенских зарплат в $100-150 для специалистов и $300 для министров. И у нас очень слабая государственная инфраструктура – больницы, школы, дороги. Все это мы строим или за гранты, или за кредиты, влезая в огромные долги. Сами все это не можем строить просто потому, что государство не собирает налогов. В пандемию мы столкнулись с тем, что больниц не хватает, тогда как в Бишкеке ездят десятки тысяч автомобилей, стоимостью несколько десятков тысяч долларов. В целом население, которое занимается торговлей, живет хорошо. При этом 30% живут за чертой бедности. И, столкнувшись в 2020 году с социальным, народным бунтом, государство меняет подходы», – считает политолог.

По его словам, сейчас государство становится во многом социальным, индексируются пенсии и зарплаты бюджетникам, военнослужащим, строятся новые социальные объекты, выделяются дополнительные деньги на питание в детдомах, тюрьмах, домах престарелых. У действующей власти есть полное понимание, что бюджет действительно можно поднять в два раза, как минимум обелив ВВП, и это возможно сделать в том числе с принятием нового Налогового кодекса.

Как считает Денис Бердков, проект нового Налогового кодекса явно неидеальный, но это инструмент, который может стимулировать экспорт. Поэтому есть возврат НДС, есть пониженный налог для швейников, чтобы они наращивали свой экспорт, так как швейная отрасль обеспечивает занятость сотен тысяч человек.

Что касается патентов, в Кыргызстане действуют добровольные и обязательные патенты, которые покупают сауны, салоны красоты, бильярдные, пункты обмена валют и т.д., которые в среднем платят по 15 тысяч сомов. Однако фактически их обороты сильно выше – миллионы, предположительно десятки миллионов сомов в месяц, соответственно, и прибыль значительно выше 15 тысяч сомов, так как указанный бизнес довольно маржинальный. То есть довольно зажиточные люди во многом уклоняются от налогов. Их собираются перевести на общую ставку налогов, они будут платить налог с прибыли, который составляет 10% и ряд других налогов. Тем самым, ожидаются значимые поступления в госбюджет.

«У нас несколько десятков и даже сотен тысяч людей, которые используют добровольные патенты. Здесь ситуация уже другая. Скорее всего во многом их сохранят. Это люди, которые занимаются ксерокопированием и другими подобными мелкими услугами. Здесь патент разный – от 500 сомов до десятков тысяч сомов, к примеру, для программистов и т.д. Поэтому думаю, добровольные патенты останутся. Но из этой сферы вычленяются все те, кто занимается торговлей. Потому что сфера торговли – это огромная черная дыра, начиная от нашей границы, заканчивая итоговой реализацией товара. Поэтому сейчас идет действительно серьезная борьба за установление прозрачности всех товарных потоков, которые идут с границы. Внедряются электронные счет-фактуры для отслеживания товаров, но все рубится на последнем этапе, когда человек просто покупает добровольный патент с единой ставкой как было раньше и непонятно на сколько миллионов сомов или сотен миллионов сомов он реализовал продукцию. Здесь аналитика кончается. Именно поэтому одним из ключевых споров, которые ведутся сегодня десятками тысяч торговцев рынков «Кара-Суу», «Дордоя», «Мадины» и других торговых комплексов, является патенты.

Между тем, перед ними поставили очень выгодное предложение – все те, у кого оборот менее 8 миллионов сомов в год могут не платить НДС. Это такой 12-процентный налог, который многие из них и так не платили, так как работали по патенту, но теперь сфера торговли должна платить полные налоги от прибыли, налог с продаж. Причем для всех установлены очень выгодные условия – если получаешь безналичные деньги, то есть карточкой, то это в 2 раза выгоднее продавцу. То есть государство в этом Налоговом кодексе делает ставку на цифровизацию, на отслеживаемость потоков, чтобы покупатели платили безналично. Здесь берется за пример Россия и Китай и идут тотально по этому пути, чтобы было меньше серых зон уклонения от налогов. Потому что налоги – это новые больницы, школы, дороги», – подчеркивает политолог.  

Если говорить о больших компаниях, то, по словам эксперта, для них НДС сохраняется помимо остальных налогов, но и оборот для этого должен быть более 30 миллионов сомов. То есть для тех, кто занимается серьезным бизнесом, для них серьезных изменений по налогам нет. Но есть послабление – им легче будет возвращать НДС если они покупают иностранные товары и оборудование, например, строительные материалы, комплектующие.

Мелкий и средний торговец, который раньше брал патент и платил небольшой налог, имеет оборот до 8 миллионов сомов, то и он особо ничего не потеряет, подчеркивает Бердаков

«А если мы вдруг увидим, что те, кто брал патент на 7 тысяч сомов, имеет оборот на сотни тысяч сомов, то значит были потери бюджета. Поэтому сейчас вот так радикально будет идти борьба, с помощью контрольно-кассовых аппаратов прежде всего в сфере торговли. Причем, приложение можно скачать на телефон. Многие проверки тоже будут проходить удаленно. И здесь возникают вопросы у общества о том, почему налоговая наделяется сильными полномочиями, что даже может частично вести следствие. Это все понятно, потому что за всеми теми, кто ушел с обязательного патента (различные сауны, бильярдные и те предприниматели, которые раньше платили просто за патент, занимались торговлей), нужен глаз да глаз. Их обязуют купить контрольно-кассовый аппарат или скачать приложение на телефон, но при этом теоретически торговцы могут «пробивать» каждую пятидесятую продажу и «сделать» сумму до 8 млн сомов в год. И если налоговую не наделить полномочиями постоянно их проверять и ловить на проверках, даже удаленных, то принятие всех этих законов и кодексов не имеет смысла. Потому что цель в том, чтобы вывести значимую часть экономики Кыргызстана из серой зоны», – пояснил эксперт.

Относительно полномочий налоговиков, Денис Бердаков согласен с тем, что в связи с тем, что Налоговая служба получает очень серьезные полномочия, за ней тоже нужен действенный контроль. «Но я думаю, власть понимает, что, хотя, с одной стороны надо максимально увеличить ВВП и сбор налогов, с другой стороны нельзя задушить бизнес, потому что это всё взаимосвязано. Кыргызстан сейчас стоит перед таким выбором, что если мы не найдем денег для повышения зарплат бюджетникам, то они просто начнут массово увольняться как это сейчас происходит в Таджикистане. Мы во многом уже имеем такую ситуацию – наши врачи уезжают в другие страны, не хватает сотен учителей математики, химии, физики, информатики и так далее. То есть сильная страна должна платить хорошие зарплаты всем бюджетникам, в том числе и чиновникам, обязана содержать инфраструктуру, поддерживать здравоохранение. На всё это нужны налоги.

Если резюмировать, то в новом Налоговом кодексе увеличиваются полномочия налоговиков, налоги в целом не увеличиваются. Но ситуация будет меняться для тех, кто сидел на дешевых патентах, но через которые проходили миллиарды сомов, с которых они не платили налоги. Все те, кто серьезно зарабатывают, будут платить налоги, а мелкие предприниматели с невысоким оборотом особо больше чем было платить не станут», – сказал Бердаков.