Верховный суд Кыргызстана 30 ноября своим постановлением удовлетворил ходатайство о рассмотрении жалобы о пытках в отношении Курманбека Чыныбекова. Впервые в истории Кыргызстана новыми обстоятельствами для возобновления рассмотрения жалобы послужило Соображение Комитета ООН по правам человека за № 2429/2014 от 30 октября 2020 года. Об этом сообщает Джалал-Абадская правозащитная организация «Справедливость».
В связи с этим Верховный суд отменил все предыдущие решения судов, включая решение самого Верховного суда об отказе в возбуждении уголовного дела о пытках и передал дело в Генеральную прокуратуру для организации досудебного производства.
Напомним,40-летний житель Кербена Курманбек Чыныбеков в апреле 2007 года был подвергнут пыткам со стороны оперативных сотрудников Аксыйского РОВД. У него выбивали признательные показания по скотокрадству.
Из рассказов Чыныбекова об издевательствах со стороны милиционеров:
– Избивали, надев на голову пакет. Когда от боли и нехватки воздуха начинал терять сознание, они из баклажки выжимали в рот «атом» (перец), чтобы он попал вовнутрь, когда я пытался вдохнуть воздух.
– Руки сзади застегнули в наручники, ноги обвязали ремнём, спустили штаны и сказали, что сейчас засунут дубинку в зад, и я всё расскажу — «Ты передо мной должен не то, что говорить, а петь, ты буквально должен изливаться в признаниях.
– Залез мне на лопатки, сам весил больше 90 килограммов, руки завел за спину и наручниками привязал к батарее, посадив, взобрался на мои плечи и пинал по лицу. Были дни, когда он заставлял целовать ему ботинки.
– Надев на голову пакет, дубинкой били по стопам, чтобы не оставлять на теле следов. Боль была такая, что казалось разрываются вены в голове.
– После пятнадцати дней, нижняя часть тела и ноги не работали. Не мог лежать, почки обвисли. Лежал опёршись на бок. Когда вышел из ИВС, мой позвоночник выпирал. Кому только их не показывал — костоправу, лекарю. Оказывается, уже тогда мне повредили межпозвоночные диски.
«В отношении Кыргызстана имеются 34 Cоображения Комитета ООН по правам человека, но ни по одному из них Cоображение Комитета не было признано как новое обстоятельство. Это произошло впервые в истории Кыргызстана», – с удовлетворением сообщили в правозащитной организации «Справедливость».