В выпуске правительственной газеты «Кыргыз Туусу» от 29 октября опубликовано интервью с Государственным секретарем КР Суйунбеком Касмамбетовым.
Пресс-служба президента распространила полный текст интервью.
— Суйунбек Сапарбекович, недавно Вы были назначены Государственным секретарем Кыргызской Республики. Общественность тепло приветствовала это. Объясните, пожалуйста, каковы задачи и функции Госсекретаря?
— Я считаю, что такое решение было необходимым требованием настоящего времени. Данная должность, созданная по личной инициативе Президента, призвана радикальным образом возродить идеологическую работу. В новой Конституции четко прописаны такие намерения и действия.
К сожалению, наши традиционные ценности размываются и к этому явлению относятся, как к чему-то обыденному.
Поэтому неоспоримой аксиомой является то, что человеческий феномен, его духовные качества и стремления играют важную роль в жизни общества. Долгое время в системе государственного управления не было инстанции, отвечающей за вопросы воспитания людей и для восполнения этого пробела создана должность Госсекретаря.
— Получается, что работа Госсекретаря связана с идеологией. Если начать разговор об идеологии, то насколько это сейчас важно?
— В основе идеологии лежит идея. Обществу необходимо иметь здравую идею, которая убедит большинство и приведет общество к светлым целям. Она определяет цель и содержание общественно-политической системы, системы правления, социально-экономической жизни.
Конечно, идей много, но лишь несколько глобальных идей способны убедить большинство и мобилизовать общество. Например, социализм, либерализм, консерватизм имеют такую задачу. В свое время коммунистическая идеология составляла основу общества и осуществляла контроль за всеми сферами жизнедеятельности.
Это был нравственный институт, непосредственно ответственный за формирование человеческого сознания и духовного мира. Теперь мы чувствуем, что созданное национальное единство — «советский народ» — было уникальным феноменом. История показала, что результаты были неплохими. Сколько образцов мужества, трудолюбия и высокого искусства создано этими людьми!
И последние тридцать лет у нас доминировала навязанная извне идеология либеральной демократии. Однако, она не прижилась естественным образом в жизни нашего народа. Напротив, мы понесли много потерь. Мы потеряли народное хозяйство, которое строили 70 лет в составе СССР. Люди разделились на два непримиримых класса — богатых и бедных. Развалилась система науки и образования, деградировали традиции и была попрана честь народа.
Элиты либерального капитализма, горстка олигархически-бюрократических группировок, захватили как государственную власть, так и собственность, оставив основную массу народа с пустыми руками. Из-за этих причин случились два государственных переворота (2005 и 2010 годах), но общественно-политическая структура не изменилась.
Как сказал известный политик Жумагул Сааданбеков: «… в отличие от них, события октября 2020 года, начавшиеся с обычных народных волнений, на сегодня, в позитивном смысле, превратились в настоящую социальную революцию». Действительно, впервые за нашу тридцатилетнюю историю основы либерально-буржуазной общественно-политической системы начали рушиться.
Сместив олигархов и бюрократов, которые «приватизировали» не только государственную собственность, но и само государство, Президент Садыр Жапаров начал восстанавливать настоящее национальное государство. Сегодня борьба с коррупцией и несправедливостью стала общенародным движением. Поэтому основная идеология нашего государства — это идеология социальной справедливости.
— Значит, суть идеологии состоит в том, чтобы улучшить жизнь людей, ввергнутых в нищету и обездоленных при распределении государственной собственности?
— Нам нужны новые векторы, новые цели. Другими словами, необходимо создать новую модель развития государства и соответствующую идеологию. Нам не нужно изобретать велосипед. Например, мы можем использовать модель конвергенции, которая успешно применяется практически во всех странах мира. Это само по себе означает использование преимуществ социализма и капитализма и отказ от их негативных проявлений.
Известные ученые Шайлообек Мусакожоев и Карыпбек Алымкулов пишут, что конвергентная экономика — это не тоталитарный социализм, душащий частную собственность и частную инициативу, и не коммерческий рынок, преследующий только цель наживы. Главный показатель конвергентной экономики — преодоление социальных проблем и обеспечение благополучия людей.
Например, таким образом Китай вывел свою экономику на передний план. Недавно они объявили миру, что избавились от бедности. Социально-политические структуры, основанные на идеологии конвергенции, сейчас доминируют в Китае, Индии, Индокитае и подавляющем большинстве стран Латинской Америки. В то же время страны Запада, где установился либеральный капитализм, сейчас переживают глубочайший кризис.
— Суйунбек Сапарбекович, сейчас кто только не говорит о национальной идеологии. Особенно в преддверии выборов кандидаты используют эту тему как основной инструмент. Каково ваше мнение по этому поводу?
— Насколько я знаю, в мире существует три идеологии, связанные с нацией. Первый — нацизм. Он возвышает свой народ, сеет ненависть к другим народам, считая их рабами. Вы знаете печальные последствия нацизма, охватившего Германию в 1930-40-х годах, словно черный туман. От него пострадало все человечество.
Второй — фашизм. Он превозносит свою родину выше других стран, но не презирает другие народы. Взять, к примеру, итальянский фашизм.
Третье — национализм. Это касается людей во всем мире. Уважение к своей родине, любовь к своему народу, почтение к его ценностям и справедливое отношение к другим народам — это качества национализма. В советское время преобладала идеология интернационализма, дискриминировавшая нации. В результате национализм изображался враждебным, жестоким и негативным. Поэтому и сегодня некоторые люди по старой инерции опасаются национализма. Точнее говоря, это не национализм, а патриотизм…
— Кстати, разве у Туголбая Казакова нет одноименной авторской программы на ОТРК?..
— На мой взгляд, Туголбай Казаков выбрал это название как нельзя кстати. Сегодня нам нужны такие программы как воздух. Нам — кыргызам — будет сложно, пока мы не узнаем, кто мы, куда идем и как идем.
Фактически, в основе национальной идеологии, о которой вы говорите, лежит патриотизм. Если мы не хотим быть разбросанными, как многие другие народы, если мы хотим сохранить целостность государства и национальной идентичности, тогда мы должны подойти к этому вопросу широко и глубоко.
Перед нами стоит важная задача — не теряя патриотизма, сохранить и развивать наш язык, культуру и традиции.
Здесь большое значение имеет атрибут «человеческая ценность», который всегда почитался. Русский термин «человеческое достоинство» должен быть близок к этому. Кыргызы всегда по-другому относились к власти и богатству, выше ставили человеческую мудрость и ценности. Всегда осуждались рабы материальных ценностей, жадность и лесть. Не ошибусь, если скажу, что это заложено в генетическом коде нации.
— К сожалению, кажется, что работа в этой сфере как раз таки хромает. Например, если в Бишкеке есть 96 школ, то из них только 6 кыргызскоязычных. Кто в этом виноват? Неужели такая ситуация сложилась с приходом России?
— Ты прав. Конечно, надо признать, что полностью виноваты сами кыргызы. Виноваты, прежде всего, интеллигенция и бюрократы, кричащие о национальной идеологии.
В детских садах и начальных школах Китая и других развитых стран все предметы преподаются только на родном языке. Нам также нужно постепенно переходить к такой системе, если это поддержит общественность.
— В эпоху глобализации наши национальные традиции подвергаются нападкам как изнутри, так и извне. Что бы вы сказали по этому поводу?
— Национальная идеология часто вытесняется псевдоидеологиями, такими как религиозный фундаментализм, феминизм, гомосексуализм. Например, наше общество не всегда любит девушек, которые носят хиджабы, молодых людей, которые носят бороду и усы по-арабски.
Недавно мы стали свидетелями того, как некоторые священнослужители, выступающие за ношение хиджаба, высмеивали спортивную форму наших спортсменок, которыми мы гордимся.
Европа оказывает большое влияние на нашу национальную культуру, образ жизни и традиции. Конечно, я говорю о прогрессивных, положительных моментах. Если будем против, мы погрузимся в болото невежества и тьмы.
— В таком случае не должны ли государство и некоторые его компетентные организации предпринять соответствующие меры?
— Конечно. Мы многонациональное общество, вместе с тем единый народ. То есть кыргызы являются костяком государства. И великая задача кыргызов — объединить другие национальности — русских, узбеков, дунган и других в гражданское целое — нацию. Конечно, велика роль в этом системы образования. Ее главная задача — в полной мере привить подрастающему поколению гуманитарные знания, которые будут формировать самопознание и идентичность нации. Другими словами, каждый кыргызстанец, независимый от его или ее национальности, должен искренне гордиться тем, что является гражданином Кыргызстана.
Для усиления этого процесса кыргызский язык, кыргызская литература и кыргызская история должны преподаваться во всех школах и университетах. Даже в этом случае мы не сможем охватить богатую палитру нашей национальной культуры и традиций. Поэтому я считаю, что нужно ввести кыргызоведение в учебных заведениях.
Наш народ огорчен исчезновением многих традиций, таких как уважение к старшим, уважение к родителям, уважение к женщинам. В частности, наши национальные традиции теряют сущность гуманности и уважения к людям. Это темы, которые могут войти в кыргызоведение.
— Итак, если мы думаем о будущем страны, нам нужно укреплять ее ядро. И значит ли это, что эта задача связана с проблемой государственной идеологии?
— Верно. Отныне мы должны перейти от идеологии защиты к идеологии нападения. Мы должны требовать от каждого гражданина неприкосновенности национального суверенитета и национальной свободы, и необходимости их сохранения.
Не будет навязанной идеологии, но журналисты и деятели культуры должны искренне и честно служить своей стране для ее дальнейшего развития. К сожалению, есть те, кто плюет в колодец, из которого пьют воду. Не позволим этому случиться.
В завершение хочу сказать, что стратегия национальной политики заключается в воспитании патриотизма в каждом гражданине. Конечно, человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей национальности. Но, прежде всего, он должен гордиться тем, что является гражданином Кыргызстана. Никто не может ставить свою национальность или религию выше законов страны, в которой он живет.
В то же время те, кто жаждет богатства или власти, должны осознавать потребности современного человеческого общества. В сегодняшнем глобализированном мире человеческий разум и надежды должны действительно что-то воспринимать.