Максат Жумагулов – специально для Bulak.kg
История первая. Южная Корея. Через тернии к звездам
Год 1962. Южная Корея. Корейский полуостров расколот на две части. Коммунистический Север и капиталистический Юг. Девять лет назад закончилась братоубийственная война между Севером и Югом Кореи. Одним из важнейших факторов окончания войны, к слову, стала смерть Иосифа Сталина в 1953 году, поддерживавшего коммунистов Севера. Вскоре после его смерти руководство Советского Союза отказалось дальше оказывать помощь Северной Корее.
Точное количество погибших в войне неизвестно до сих пор. По некоторым оценкам, ее жертвами стали свыше двух миллионов корейцев с обеих сторон, сотни тысяч военнослужащих Китая, США, Турции, Великобритании, СССР и других стран, принимавших участие в корейском конфликте. Война изменила не только судьбу Кореи. Американцы после ее окончания пересмотрели свои взгляды на страны «третьего мира». Они начали активно оказывать помощь антикоммунистическим режимам планеты.
Война также ухудшила отношения между Советским Союзом и Китаем. Китайское руководство начало подозревать СССР в том, что советские лидеры для достижения своих целей использовали китайскую армию в качестве «пушечного мяса».
Больше всего от войны в Корее выиграла Япония. Японские острова стали главной тыловой базой для обеспечения войск США и их союзников. Предприниматели Японии развернули ремонтные базы для починки американской техники и заработали огромные деньги, приобрели навыки и улучшили технологическую базу. Многие японские автомобильные компании берут свои истоки с тех времен. По сути это были большие станции технического облуживания, которые, накопив опыт и капиталы, затем перешли к сборке автомобилей из импортных американских узлов.
Корейская война завершилась хрупким миром. Было разрушено более 80% промышленной и транспортной инфраструктуры Севера и Юга полуострова, уничтожено около половины жилья. Около трехсот тысяч корейцев бежали с Юга на Север полуострова, на Юг с Севера бежали, по некоторым оценкам, до двух миллионов человек. Авиацией были разрушены плотины на нескольких основных реках, и большие пространства пахотных земель были затоплены. Это вызвало сильный голод среди мирного населения.
Южная Корея на первоначальном этапе оказалась в гораздо более трудном положении, чем Северная. Практически все полезные ресурсы страны находились на Севере. Китай и СССР оказывали им активную помощь, в том числе и продовольственную. На Юге оказалось более двух трети населения. Всех их требовалось накормить и предоставить им работу.
Между тем сельское хозяйство и промышленность были практически полностью разрушены. Положение усугублялось тем, что миллионы корейцев оказались на улице, и им пришлось сооружать себе лачуги. Десятки тысяч корейцев селились вблизи от американских военных баз в убогих хижинах. Так были выше шансы выжить. С электроэнергией в стране было очень туго, и корейцы тянули провода к заграждениям американских баз, которые были под электрическим напряжением.
В стране бурным цветом расцвели преступность, проституция и алкоголизм. Появились сотни партий и политических течений разной окраски, от коммунистов до крайних националистов. Все они боролись друг с другом, часто незаконными способами. Партийные лидеры пользовались услугами бандитов и мастеров боевых искусств, нанимая их для защиты, а также для того, чтобы свести счеты с конкурентами.
США на этом фоне пытались улучшить ситуацию в стране, закачивая гранты и кредиты на миллиарды долларов. Но высшее руководство страны и бюрократический аппарат в целом показали полную несостоятельность. Оказываемая помощь разворовывалась или использовалась неэффективно. Среди народа, и в особенности среди патриотической молодежи и части военных, зрело недовольство коррумпированным и некомпетентным режимом. Закончилось все военным переворотом 1961 г., лидером которого стал молодой генерал Пак Чон Хи, на тот момент самый перспективный из генералов армии Южной Кореи. Переворот был организован силами примерно трех с половиной тысяч человек, которыми командовало 250 офицеров. Вскоре после переворота генерал Пак провел выборы, на которых был избран президентом.
После избрания корейский лидер начал решительные реформы. Генерал ввел пятилетние планы развития страны, в которых основной акцент был смещен на развитие промышленного сектора и наращивание экспорта. Основным принципом экономической стратегии Пак Чон Хи была объявлена система «управляемой капиталистической экономики». Тремя ее стержнями стали развитие тяжелой промышленности, экспортно-ориентированная экономика и ее государственное регулирование.
Стартовые позиции Южной Кореи на момент начала реформ:
1) В стране практически полностью отсутствовали полезные ископаемые. Соответственно рассчитывать на экспорт ресурсов для пополнения бюджета южнокорейцы не могли.
2) Небольшая территория и гористый рельеф страны не позволяли получать необходимый объем сельскохозяйственной продукции даже для того, чтобы прокормить собственное тридцатимиллионное население.
3) Абсолютное большинство населения составляли бедные крестьяне, в том числе и бежавшие с Севера от коммунистов. Многие из них были безграмотными.
4) Практически вся промышленная база осталась на индустриально более развитом Севере. Южная Корея имела мизерное количество квалифицированных инженеров и рабочих.
Для эффективного производства и продвижения корейских товаров на внешних рынках Пак решил создать мощные промышленные многопрофильные концерны. С этой целью он пригласил несколько десятков энергичных и способных бизнесменов, многих из которых он знал лично. Главным критерием отбора служили личные и деловые качества руководителей фирм. Бизнесменам была предложена всемерная поддержка со стороны государства, а именно налоговые льготы, выгодные кредиты и иностранные инвестиции, а также предоставление крупных производственных площадей. Взамен от них требовалось одно. Создавать и экспортировать товары корейского производства. Генерал понимал, что выдержать жесткую конкуренцию на внешних рынках под силу только крупным и устойчивым предприятиям.
Предложение Пак Чон Хи было заманчивым, и бизнесмены поддержали инициативу главы государства. Так было положено начало знаменитым корейским промышленным гигантам Samsung, LG, Daewoo и другим. Например, главе Daewoo была передана в управление обанкротившаяся текстильная фабрика. Он поселился на ней, чтобы не тратить время на поездки домой и оперативно управлять производством. По вечерам, он, для поднятия настроения работниц компании, раздавал им довольно дефицитные и дорогие тогда лакомства-конфеты. Владелец Самсунга на момент, когда генерал Пак сделал на него ставку, был торговцем рисом и продуктами из него. В штате у него состояло едва ли полсотни человек. В самых радужных мечтах он вряд ли мог представить, что спустя несколько десятилетий его компания, благодаря стратегическому гению Пак Чон Хи, превратится в одну из крупнейших промышленных корпораций мира с продажами, превышающими три сотни миллиардов долларов США.
Эти компании (по корейскому чеболь) стали локомотивами экономики Кореи. Они же и по сей день являются главными генераторами инноваций, в которых Южная Корея сейчас в числе признанных мировых лидеров. Достаточно сказать, что в лабораториях компании Samsung НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) идут круглосуточно, в несколько смен. Ночью отдыхают даже грозные конкуренты южнокорейцев – американцы, японцы, китайцы и тайваньцы.
Генерал-реформатор дал такой заряд энергии деморализованной корейской нации, что они встали в число мировых лидеров во многих отраслях. Он понимал, что бизнес подобен цветку, и чтобы насладиться его прекрасным видом нужно время, терпение и труд.
История вторая. Кыргызстан. Белгисиз маршрут (Неизвестный маршрут)
Кыргызстан, в отличие от Южной Кореи, на момент развала Советского Союза, являлся одной из самых развитых его республик. В стране имелась солидная промышленная база, развитый энергосектор и высококвалифицированные трудовые ресурсы во всех отраслях экономики. Первый президент республики первоначально осуществил ряд успешных действий, а именно первым вывел Кыргызстан из рублевого пространства, введя национальную валюту – сом, вошел в ВТО, провел некоторую либерализацию экономики. Но затем им же была проведена хищническая приватизация, в результате которой бывшие промышленные предприятия ушли за бесценок в частные руки.
По странному стечению обстоятельств в подавляющем большинстве случаев новыми хозяевами предприятий стали крупные чиновники и связанные с ними люди. Практически ни одно производство не выжило. Более того, станки, зачастую уникальные, сдавались на металлолом, либо, в лучшем случае, продавались в другие страны. Десятки тысяч людей только в столице остались без работы. Территории заводов забрасывались, либо превращалась в торговые центры. Было развалено сельское хозяйство, начали разрушаться медицина и образование, резко усилилась коррупция в госаппарате.
Ряд бизнесменов, основавших крупные фирмы, и решивших податься в политику, видимо рассматривались властями как угроза их безопасности. Против них инициировались преследования и их бизнес разваливался. Соответственно ни о какой их поддержке, и тем более в сфере производства, не могло быть и речи.
Никакой взаимопомощи и взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса не существовало. А ведь это основа успешного развития государства. Кыргызстан, бывший когда-то промышленно-аграрной республикой, превратился в страну с депрессивной экономикой с преобладанием отсталого сельскохозяйственного сектора. Кроме того, страна стала перевалочным пунктом для реэкспорта китайских товаров. Товары отечественного производства стали не востребованы. Бизнесмены в подавляющем своем большинстве банально перепродавали товары китайского производства. Кыргызстан уверенно и стремительно превращался в страну торговцев, фермеров и трудовых мигрантов…
Производство в развитых экономиках всегда является каркасом экономики, ее основой. Каркас экономики Кыргызстана был надломлен после развала Советского Союза. Эпизодические попытки оживить отечественную промышленность предпринимались отдельными активистами и чиновниками, но все они были недостаточными и главное – не находили поддержку у лидеров страны. Высшее руководство страны оказалось эгоистичным, жадным, равнодушным к своей стране и крайне недальновидным. Наши президенты и политики оказались (или не захотели) понять важность и роль промышленного сектора в повышении благосостояния народа. Страна шла в никуда…
В Кыргызстане так и не появился свой Пак Чон Хи, который волевым решением смог бы возродить отечественную промышленность…
История третья. В реалиях Кыргызстана
На фоне всего этого безразличия властей и бизнеса Кыргызстана находились отдельные энтузиасты, которые мечтали возродить отечественное производство и выбирали для себя сложный, но благородный и крайне необходимый для страны путь промышленника. Один такой предприниматель, лет десять назад, решился построить производство электроприборов в Кыргызстане. Наладил выпуск качественных водонагревателей. Были планы и по производству другой техники, в частности генераторов для альтернативных источников энергии. Начинал бизнесмен практически с нуля. Будучи довольно одаренным инженером, он собрал большинство станков вручную, приобретая металл для них на торговых базах Бишкека.
Между тем, чтобы запустить подобное производство скажем в России или Казахстане необходимо не менее двух миллионов долларов США. И довольно часто бизнес имеет шанс получить льготные кредиты от государства для развития своего дела. Наш же герой абсолютно никакой помощи от государства за десять лет существования производства не получил, хотя и обращался в различные инстанции, в том числе и в аппарат нынешнего президента КР Садыра Жапарова. Чиновники проявляли равнодушие и, в лучшем случае, просто дежурно отписывались. После долгих мытарств ему все же удалось получить в одном из столичных банков небольшой кредит. Но тут грянул КОВИД с уничтожающими последствиями для бизнеса в виде закрытых границ и взлетевшими ценами на сырье, приостановкой работы во время карантина. Банк конечно же не пошел на приостановку выплат процентов. Примерно через неделю банк намеревается забрать у него единственное производственное строение, стоявшее в залоге…
Страна потеряет только начавшую зарождаться отрасль машиностроения. Кыргызстан останется рынком сбыта для китайских, российских, казахстанских и узбекских брендов. Ведь торговля ими находится в руках людей незаинтересованных в развитии промышленности КР. Гораздо проще завезти партию из нескольких тысяч электроприборов китайского или узбекского производства и перепродать их, получив быструю и немалую прибыль, чем мучиться с налаживанием отечественного производства. Несколько местных дельцов неплохо навариваются на таких схемах. Но в этом случае страна теряет рабочие места и валюту, просто работая на экономики других, более успешных государств. Граждане Кыргызстана как покидали, так и будут покидать республику. И те денежные переводы, которые они отправляют на Родину из чужих стран, будут продолжать поддерживать экономики других государств. И выхода из этого порочного круга бедности и отставания не видно…
Но если высшее руководство страны проявит политическую волю и разработает четкую, адекватную и продуманную политику поддержки отечественных производственников, то у нас появятся шансы вырваться из группы отстающих стран. Многие, действительно настоящие патриоты страны, предлагают сделать ставку на развитие туризма и аграрного сектора, но при этом напрочь забывают про костяк экономики – промышленность. Аграрный сектор КР в силу ограниченности земельных ресурсов мало конкурентоспособен даже в регионе. Туризм перспективная и высокодоходная, но крайне чувствительная сфера. Тем более, в условиях всемирной пандемии. Лишь промышленность способна создать сотни тысяч рабочих мест в относительно короткие сроки. Но только в случае, если сможет выпускать качественные и конкурентоспособные товары. Это поняли соседи узбеки. Их дальновидные лидеры создали все условия для развития отечественного производства и наращивания экспорта промышленных товаров. Наше же руководство НЕ ДЕЛАЛО НИЧЕГО.
Сможет ли переломить ситуацию президент Садыр Жапаров?? Сможет ли он первым из президентов Кыргызстана начать создавать крепкие отечественные промышленные компании?? Сможет ли он вернуть в Кыргызстан сотни тысяч трудовых мигрантов?? Или наша нация будет обречена еще на десятилетия трудовой миграции по всему миру???
На этом фоне показателен пример Эквадора. Президента этой страны Дюрана Баллена международные организации убедили в том, что Эквадору выгоднее торговать продуктами сельского хозяйства, а именно бананами. Президент перестал поддерживать отечественную промышленность, что привело к упадку промышленного сектора и закрытию заводов. Но затем развитые страны ввели высокие пошлины на импорт бананов. В итоге страна погрузилась в глубокий экономический кризис. Умный учится на своих ошибках, мудрый на чужих. Давайте станем немного мудрее…