Правительство делают мобильным и компактным, – политолог Д. Бердаков о новом законе о кабинете министров КР.
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал конституционный закон «О кабинете министров КР». Директор центра социально-политических исследований «Элчи» Денис Бердаков ознакомился с документом и выделил важные на его взгляд поправки.
«Это то, что каждый член кабинета министров сдает справку о доходах, правительство становится более компактным, а ключевая поправка – кабинет приобретает законодательную инициативу, может сама разрабатывать законы и выдвигать их на рассмотрение в парламенте. Получается гораздо быстрое и мобильное правительство, с которого, соответственно, будет и выше спрос» – сказал эксперт.
Именно поэтому, как отмечает Д. Бердаков, правительство сейчас крепко интегрировано в вертикаль власти.
«Премьер-министр будет руководителем администрации президента по совместительству и будет напрямую подчиняться президенту. Глава государства в любой момент может вызвать как руководителя своей администрации, скорректировать, направить или уволить премьера, или любого министра. Эта система эффективна в период кризиса. А у нас экономический кризис и в целом кризис 30-ти лет независимой государственности, когда многое было упущено и сейчас требуются 5-10 лет, когда нужна эффективная и быстрая работа» – говорит аналитик.
Еще один важный элемент этой системы – это сама администрация президента и институт государственного секретаря, отметил эксперт. Д.Бердаков напомнил, что в Кыргызстане должности госсекретаря не было с 2009 года.
«Сейчас, на эту важную позицию приходит Суйунбек Касмамбетов. Чем он будет заниматься? Есть огромный пласт вопросов не только этического направления, но вопросы стратегического. Это ведение переговоров, сохранение и поддержание социально-политической ситуации в стране путем диалога с партиями, с лидерами партий, с лидерами иностранных государств. В ведение госсекретаря в 2009 году входила информационно-аналитическая ситуация по всем направлениям деятельности, отслеживание работы госпрограмм, контроль за кадровой политикой.
Сейчас мы видим, что в администрации президента будет два направления. Это тактическое управление, то есть кабинет министров и стратегическо-идеологическое, которое будет вести институт госсекретаря. На мой взгляд, разделение верное. Потому что кабинет министров и администрация президента всегда тонут в «текучке», и даже разработки отдела стратегического развития были подвязаны к «текучке». Поэтому развития не получалось. А выделение госсекретаря в отдельный статус крайне важно. По сути госсекретарь – это третий-четвертый человек в государстве. Здесь должен быть человек с политическим опытом. Думаю, у Касмамбетова он есть. Он 30 лет занимался работой с парламентом. А что есть парламент? Это все региональные элиты и колоссальный круг вопросов, который рассматривает парламент: от ратификаций договоренностей с внешними партнерами и антимонопольных разбирательств до жалоб граждан. Думаю, на этот пост идет человек с подходящим опытом работы» – отметил политолог.
Как считает Д.Бердаков, что в Кыргызстане информационно-аналитическая работа всегда была провальной, так как аналитика не поднималась выше начальника отдела. Сейчас усиление института госсекретаря – это прямой выход на президента по решению крайне актуальных вопросов. «Потому что в последние годы эксперты делали аналитику, предупреждали по кризису, но наверх это не проходило. Отдельно требуется работа с идеологией, информационным пространством, с качеством образования, с тем, чтобы радикальные идеи не попадали в головы граждан» – заключил политолог.