Президент Садыр Жапаров прокомментировал обсуждения, связанные с иностранцами

Президент Садыр Жапаров прокомментировал агентству «Кабар» обсуждения, связанные с иностранными гражданами.

Он назвал эти обсуждения предвыборной, специально организованной провокацией.

Текст интервью: 

«В социальных сетях усилились обсуждения, касающиеся кыргызско-китайских отношений. Поводом, судя по всему, послужил инцидент в Чуйской области, где гражданина Кыргызстана избили иностранцы. Достаточен ли контроль над иностранцами, работающими в различных сферах в нашей стране?

— Во-первых, нужно открыто сказать: это провокация. Есть группы, которые хотят организовать какие-то провокационные действия к предстоящим выборам. Мы всех их знаем. Пока лишь наблюдаем со стороны. Если перейдут границы, будут задержаны. Потом начнут кричать: «Нас просто так посадили».

Других поводов у них нет — только электроэнергетика и китайцы. По электроэнергетике, когда я подробно объяснил ситуацию, все успокоились.

Теперь вот второй «проблемой» пытаются сделать тему китайских граждан. В жизни всякое бывает. Даже на улицах Бишкека два кыргыза могут поссориться и подраться — мы ежедневно видим подобные ролики в соцсетях. Бытовые конфликты не стоит поднимать на высокий уровень и превращать в проблему двусторонних отношений.

Во-вторых, конечно, у нас достаточно возможностей не просто контролировать иностранцев, но и усиливать этот контроль. Если потребуется, мы можем в течение одного дня выдворить всех иностранцев, нарушающих закон или срок действия визы. Однако сейчас у государства нет такой необходимости.

Однако после вчерашнего инцидента мы направили жесткое предупреждение иностранным работникам, прибывшим из Китая для реализации крупных проектов:  «Поддерживайте добрые отношения с местным населением и проявите взаимное уважение во время работы над проектами».

После завершения проектов они ни дня не задержатся в Кыргызстане. Срок их рабочих виз истекает. У нас действует визовый режим с Китаем — ни один гражданин Китая не может въехать в Кыргызстан без визы.

Поэтому и местное население должно относиться к этому внимательно. Пусть все наши масштабные проекты, которые уже начались, будут успешно завершены. И без того достаточно сил, заинтересованных в том, чтобы эта дорога не была построена. Было много противодействия, и мы с трудом начали строительство этой дороги

Эта дорога нужна не кому-то другому, она нужна нам самим, Кыргызстану. Причем нужна, как воздух и вода.

— Ранее ряд чиновников объясняли большое количество граждан Китая в стране тем, что началось строительство крупной железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Некоторые говорят: «Эту или любую другую дорогу мы и сами могли бы построить». Можем ли мы в реальности реализовать такие проекты без привлечения иностранной рабочей силы?

— У кыргызов есть хорошая поговорка: «Жылкыңа ченеп ышкыр, алыңа карап бышкыр», (Бери ношу по силам).

Не будем даже говорить о железной дороге — наши компании не смогли как следует заасфальтировать внутригородские дороги Нарына. А уж говорить о том, что мы сами пробьем тоннели в горах и построим железную дорогу — это смешно для наших компаний.

Четыре года назад я отдал дорогу Балыкчы — Барскоон на южном берегу Иссык-Куля кыргызским компаниям. До сих пор не могут завершить.

Однажды поехал проверить: рабочих мало, работа идет медленно. Спрашиваю — почему так? Говорят: «После получения зарплаты они пропадают на три-четыре дня». Такой наш недостаток — это нужно признать.

А вот на северном берегу Иссык-Куля дорогу Корумду — Балбай компания «China Road» выиграла только в прошлом году. Начали работу, за один сезон уложили асфальт и завершили.

Если мы скажем, что сами построим железную дорогу Китай—Кыргызстан—Узбекистан, то и за 30 лет не закончим.

Да, мы сами сейчас строим дорогу Балыкчы—Кочкор—Кара-Кече. Но эта дорога идет по ровной местности. Наши специалисты пока набираются опыта и учатся на этом проекте.

Кроме того, на строительстве железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан тоже работают наши специалисты. Мы специально их привлекли — сказали «учитесь», чтобы они приобрели навыки. Когда у нас появятся собственные специалисты, тогда и можем громко заявить: «Теперь построим сами». Пока что рано.

К тому же у нас недостаточно технологий. У нас почти нет современного оборудования, чтобы бурить тоннели, строить мосты в горах и выполнять прочие сложные работы».