
Начиная с 2020 года, когда весь мир охватил вирус COVID-19, практически все учебные заведения были вынуждены перейти на экстренное дистанционное обучение (emergency remote teaching). Данный переход выявил неготовность большинства учреждений перейти на онлайн-обучение в связи с рядом факторов, основные из которых – отсутствие техподдержки, отсутствие инфраструктуры для обучения онлайн, неспособность преподавательского состава осуществить редизайн своих курсов для преподавания онлайн, что повлекло за собой ухудшение опыта обучения, в том числе и сокращение вовлеченности учеников в режиме онлайн.
Вместе с тем, дистанционное обучение успешно применялось многими учебными заведениями, в особенности в университетах и в программах послевузовской подготовки, поскольку целевой аудиторией таких программ зачастую выступали профессионалы, которые не могли себе позволить уйти с работы или поменять место жительство ради учебы в университете. Кроме того, сами дистанционные программы разработаны с учетом временных рамок и временных обязательств, которые на себя могли взять профессионалы-студенты. Так, помимо многолетних программ с получением степеней, дистанционные программы могли длиться несколько месяцев, по завершении которых студенты получали профессиональные сертификаты.
Тем не менее, постковидное дистанционное обучение стало активно развиваться в сфере высшего образования, предлагая гибкие программы не только для профессионалов, но и для студентов-бакалавров. Данная тенденция не обошла и Казахстан. На сегодняшний день в стране ряд передовых университетов предлагают полностью онлайн-программы по разным направлениям и разных уровней. Основными компонентами успешной онлайн-программы считаются грамотный дизайн курсов (в случае если программа пишется «с нуля») или редизайн имеющихся курсов под онлайн-формат; тренинги и подготовка преподавателей для более эффективной фасилитации курсов; наличие инфраструктуры, а также менеджмент и администрация программ.
Остановимся на каждом компоненте подробнее.
Грамотный дизайн курсов. Экстренное дистанционное обучение, или, как его еще называют, «ковидное» обучение, показало, что от правильно спроектированного онлайн-курса зависит прохождение самого курса. Существует ряд моделей педагогического дизайна, помогающие правильно составить онлайн-курс. В основном используются такие модели, как ADDIE, SAM, Dick &. Carey’s model. Однако, все эти модели включают в себя этапы анализа данных, дизайн, пилотный запуск и финальное оценивание для исправления самых неудачных моментов или элементов курса. Кроме того, немаловажно протестировать контент, чтобы учитывалось все время, которое студент будет использовать для ознакомления с контентом онлайн и самостоятельного прохождения в свое свободное время.
Редизайн курсов. Зачастую университетам выгоднее запустить уже разработанные курсы в режиме онлайн для увеличения числа слушателей программы. Время для редизайна курса, как правило, меньше времени для дизайна онлайн-курса с нуля. Если для дизайна нового курса вам потребуется в среднем от 9 до 18 месяцев, на редизайн курса потребуется от 3 месяцев. В обоих случаях крайне важно помочь преподавателям провести данную работу, в идеале совместно с педагогическими дизайнерами, методистами и графическими дизайнерами.
Подготовка ППС. Повышение квалификации посредством улучшения IТ-навыков является обязательным для всех преподавателей. Однако при переходе на онлайн-преподавание IТ-навыки и компетенции становятся необходимостью для профессорско-преподавательского состава (ППС) как с технической и технологической стороны, так и с педагогической. Проводимые тренинги для ППС включают инструктаж по использованию систем дистанционного обучения, самыми распространенными из которых являются Moodle, Canvas, Blackboard.
Ряд казахстанских университетов разработали свои платформы дистанционного обучения. Важно научиться не только размещать учебный контент на данных системах, но также и уметь считывать учебную аналитику (главным образом по взаимодействию с учебными мероприятиями на платформах, в т.ч. участие в дискуссионных форумах).
Инфраструктура и оснащение на кампусе. Система дистанционного обучения лишь часть инфраструктуры, необходимой для обеспечения работы онлайн-программ. Помимо инструментов софт, университеты инвестируют в оснащение своих учебных помещений как физических аудиторий, так и цифровых платформ. Это связано с тем, что зачастую онлайн-программы становятся фундаментом для гибридного обучения, когда на одном уроке могут присутствовать и студены в аудитории, и онлайн-слушатели. Еще одна инвестиция требуется в оснащении кампусов серверами для хранения мультимедийных материалов и записей трансляций лекций. При запуске программы вплоть до середины семестра могут возникать различные сложности, требующие быстрого вмешательства со стороны университета. На начальном этапе основные сложности возникают с техподдержкой. В связи с чем важно не только обеспечить закуп и инсталляцию тех или иных технологий, но и вложиться в профессиональную техническую поддержку при администрировании данных образовательных инструментов.
Администрация программ. Немаловажным фактором успеха любой онлайн-программы является гибкость и оперативность в работе администрации университета. Здесь важно понимать, что онлайн-программы подразумевают меньшую нагрузку на физический кампус хотя бы потому, что студентам необязательно находиться на территории университета и пользоваться ресурсами в физическом виде. Значит меньше расходов на амортизацию оснащений, практически не эксплуатируются студенческие сервисы, а также отсутствует нагрузка на библиотечный фонд на бумажных носителях. Вместе с тем, краткосрочные онлайн-программы могут считаться инструментом для привлечения потенциальных студентов для послевузовских программ, как магистратуры и докторантуры.
Пандемия COVID-19 выступила катализатором цифровой трансформации образования, из-за чего учебным заведениям пришлось адаптироваться к новым реалиям. В настоящее время казахстанские университеты активно внедряют онлайн-программы, предлагая гибкие форматы обучения. Несмотря на первоначальные трудности, дистанционное обучение доказало свою эффективность. Однако, важно понимать, что дистанционные технологии не просто заменяют традиционное обучение, а открывают новые возможности для его совершенствования.
В ближайшем будущем университетам предстоит не только расширять онлайн-программы, но и внедрять адаптивные технологии, искусственный интеллект и аналитику учебных данных, чтобы персонализировать обучение и повысить его эффективность. Гибкость, инновации и ориентация на потребности студентов – залог устойчивого развития высшего образования в цифровую эпоху.