Последние несколько лет власти Кыргызстана пытаются принять новые законы, регулирующие работу СМИ и журналистов. В сентябре 2022 года администрация президента страны, которая стала одним из инициаторов этого процесса объяснила необходимость принятия нового закона тем, что ныне действующий закон от 1992 года “морально устарел”.
И если мотивацию инициаторов изменений можно как-то понять, то предлагаемые ими нововведения вызвали большую критику со стороны медиасообщества и юристов. Юристам и журналистам удалось донести до властей, что предлагаемая редакция законопроекта могла бы стать фатальной для сферы СМИ, а также использоваться властями как инструмент цензуры и давления на журналистов.
Фото: Гульжан Турдубаева / “Азаттык“
Уже в марте 2024 года президент Кыргызстана Садыр Жапаров отозвал проект закона своей администрации из-за резкой критики медиа и юридического сообщества страны. Это произошло после того, как редакторы и учредители СМИ лично встретились с президентом, и объяснили ему необходимость доработки законопроекта с учетом их мнения и профессионального опыта.
Тогда же по поручению президента была создана новая рабочая группа, в которую вошли журналисты Дина Маслова, Дмитрий Ложников, Кубат Оторбаев, Семетей Аманбеков и Гладис Темирчиева, а также юристы Акмат Алагушев, Нурбек Сыдыков, депутат парламента Жанар Акаев и другие. Руководителем рабочей группы стал замминистра культуры Чынгыз Эсенгул уулу.
Спустя несколько месяцев, минкульт повторно вынес на общественное обсуждение проект закона о СМИ, который был создан с учетом мнения журналистов и редакторов. Документ стал значительно лучше в сравнении с первоначальной версией, но в нем по-прежнему есть моменты, которые могут стать основанием для давления на СМИ и быть использованы властями как попытка повлиять на работу журналистов.
О чем говорится в новой версии документа?
В целом, предлагаемый законопроект стал куда более компромиссным. В нем значительно лучше соблюден баланс между государственными органами и их влиянием на деятельность журналистов. Например, статья 4 предлагаемого законопроекта запрещает вмешательство в деятельность СМИ, “в том числе государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц”.
Тем не менее, некоторые статьи и утверждения предлагаемого документа по-прежнему могут быть трактованы двояко и использоваться как инструмент давления на СМИ.
Статья 5 “Ограничения в распространении информации”
Согласно этой статье, СМИ не смогут распространять информацию, содержащую публичные призывы к насильственному захвату власти, а также то, что может повлечь разжигание межнациональной розни, насилие, а также материалы, которые могут быть расценены как призывы к террористической или экстремистской деятельности. Кроме того, эта же статья регулирует то, что СМИ не должны допускать распространения информации, которая может быть вредной для детей или посягать на честь и достоинство человека.
Несмотря на то, что в предлагаемой статье, в целом, описаны достаточно логичные требования, существует риск того, что они будут использоваться как инструмент давления и цензуры.
К примеру, эксперты, выносившие заключение по делу 11 журналистов, связанных с редакцией Болота Темирова, решили, что фраза “Свобода не дается даром, за нее нужно бороться” из эпоса “Манас” является призывом к массовым беспорядкам.
Еще одним доказательством того, что подобные требования закона могут быть использованы как инструменты цензуры, стал кейс судебного разбирательства между экс-замглавы таможни Кыргызстана Райымбеком Матраимовым и журналистами в декабре 2019 года. Тогда таможенник оказался недоволен публикацией расследования о своей коррупционной деятельности и потребовал от журналиста Али Токтакунова, а также изданий “Азаттык” и “Клооп” 60 млн сомов, объяснив свой иск именно защитой своей чести и достоинства.
Статья 15 “Перерегистрация СМИ”
Еще одним нововведением законопроекта стало требование об обязательной регистрации СМИ в реестре, который будет вести минюст Кыргызстана. Это требование касается, в том числе, и интернет-изданий. Одним из оснований для перерегистрации СМИ является смена учредителя издания.
Несмотря на то, что в проекте закона упоминается “добровольная основа” для регистрации в качестве СМИ, смена учредителя издания может быть использована как причина в отказе для повторной регистрации СМИ.
К примеру, в подобной ситуации оказалась бывшая учредитель информагентства 24.kg Асель Оторбаева. В январе 2024 года сотрудники ГКНБ провели обыск, после чего объявили, что комитет возбудил уголовное дело о “пропаганде войны”. Уже в марте Оторбаева объявила об уходе с поста учредителя издания, а новым владельцем стал Алмас Турдумаматов, экс-руководитель пресс-службы беглого президента Курманбека Бакиева. Уход Оторбаевой повлиял и на то, что со своих позиций ушли некоторые опытные редакторы и журналисты издания.
Статья 19 “Прекращение деятельности СМИ”
Согласно законопроекту, работа СМИ может быть прекращена лишь по решению суда, либо учредителя издания. Основанием для судебного решения может стать то, что СМИ за год более двух раз опубликует информацию, содержащую публичные призывы к захвату власти, межнациональной розни, насилию, террористической или экстремистской деятельности.
В 2024 году Верховный суд Кыргызстана ликвидировал общественный фонд “Клооп Медиа”, несмотря на призывы международных правозащитных организаций и обжалования юристов фонда. Во время судебных разбирательств сторона обвинения заявила, что публикации издания якобы оказывали негативное влияние на Кыргызстан. Представители “Клоопа” неоднократно заявляли о большом количестве нарушений, допущенных во время судебных разбирательств. В частности, адвокатов издания уведомили о решении Верховного суда почти через месяц после того, как суд постановил ликвидировать общественный фонд.
Фото: Токтосун Шамбетов / “Азаттык”
С момента прихода к власти Садыра Жапарова Кыргызстан стремительно потерял позиции в мировом рейтинге свободы слова, который ежегодно составляет международная организация “Репортеры без границ”. В 2021 году страна занимала в рейтинге 79 строчку, а в 2024 – уже 120.
За три года власти значительно усилили давление на СМИ и независимых журналистов: из страны был выдворен журналист-расследователь Болот Темиров, а его жену – Махабат Тажибек кызы – в середине октября приговорили к 6 годам лишения свободы, признав виновной в якобы подготовке массовых беспорядков.
Сам же Садыр Жапаров считает, что в Кыргызстане нет никаких проблем со свободой слова, и в стране люди могут говорить то, что хотят.