Штрафы за оскорбления в интернете. «От принятия закона пострадают все граждане»

23 октября Жогорку Кенеш в первом чтении одобрил законопроект о штрафах за оскорбления и клевету в СМИ и интернете. Инициатором предлагаемого законопроекта выступил председатель кабинета министров.

Согласно проекту закона, за клевету и оскорбления в интернете физическим лицам грозит штраф в 100 тысяч сомов, юридическим – 200 тысяч сомов. Ответственным госорганом за рассмотрение заявлений о возможных нарушениях будет Министерство культуры.

Депутат Дастан Бекешев во время обсуждения сказал, что предлагаемые штрафы необоснованно высокие. Его мнение поддержала депутат Эльвира Сурабалдиева, которая заявила, что средняя зарплата в Кыргызстане гораздо меньше суммы штрафа, предлагаемой в законопроекте.

image Штрафы за оскорбления в интернете. «От принятия закона пострадают все граждане»

“100 тысяч сомов – что за штраф такой? Сейчас человека убьют, моральная компенсация составляет 100 тысяч сомов, а здесь ребенок или кто-то еще репост сделает, нажмет “лайк” или как-то прокомментирует, на него сразу штраф в 100 тысяч сомов повесит Минкультуры! Минкультуры подчиняется администрации президента, парламенту, то есть, если кому-то надо будет, мы можем обратиться в ведомство, и оно будет обязано наложить штраф. Этот проект по природе своей неправильный”, – заявил Бекешев во время дискуссии с замминистра юстиции Орозбеком Сыдыковым, который представлял законопроект депутатам.

Представитель Минюста возразил, что предлагаемый штраф считался из тяжести совершенного правонарушения, и не был основан на средней зарплате в стране.

В итоге, парламент одобрил законопроект в первом чтении. Из 80 депутатов его поддержали 63, против выступили – шестеро.

За что критикуют законопроект?

Еще на стадии общественных обсуждений законопроект подвергся критике со стороны юристов. Так, представители “Института медиа полиси” в своем анализе отметили, что предлагаемая сумма штрафов несоразмерна, поскольку средняя зарплата в Кыргызстане по итогам 2023 года составляет около 31 тысячи сомов.

“Чтобы выплатить только этот штраф, физическому лицу придется работать в течение нескольких месяцев, позабыв о расходах на семью и проживание. Именно для того, чтобы добросовестные люди, совершившие реальное правонарушение, могли выплатить соразмерный штраф, в статье 31 Кодекса о правонарушениях предусмотрены максимальные размеры штрафа для физического и юридического лица. Стандартно, в данной статье Кодекса указан максимальный штраф для физического лица – 20 тысяч сомов, а для юридических лиц максимальный размер штрафа предусмотрен в 65 тысяч сомов за исключением случаев предусмотренных в данном кодексе”, – говорится в анализе юристов.

Они также отмечают, что в предлагаемой редакции законопроекта не указано, за какую именно ложную информацию могут оштрафовать человека – за данные о человеке или же о фактах или событиях. По мнению юристов, в гражданском кодексе уже есть статья, которая позволяет гражданам защищать в суде свою честь и деловую репутацию.

“Предлагаемая же формулировка законопроекта позволяет уполномоченному органу по собственной инициативе, не консультируясь с лицом, права которого предположительно нарушены, не получая от него согласия (тем самым, ограничивая автономность его воли), принимать решения по поводу того, каких граждан или СМИ наказывать за распространение некой ложной информации”, – утверждают представители “Института медиа полиси”.

С критикой предлагаемого законопроекта также выступили и юристы правовой клиники “Адилет”. По их мнению, предлагаемые нормы противоречат Конституции Кыргызстана и “содержат серьезные риски неправомерных отступлений от гарантий прав человека”.

“Законопроект с высокой степенью вероятности приведет к ограничению
конституционных прав граждан на свободу слова и выражения мнения. Предлагаемая законопроектом ответственность за объявление, распространение ложных, вводящих в заблуждение или ошибочных сведений с использованием средств массовой информации, на сайте в интернете, на странице сайта в интернете с использованием социальных сетей, установление “истинности” которых возлагается на уполномоченный государственный орган, открыто способствует установлению цензуры в СМИ и интернете”, – считают они.

Предлагаемый законопроект также раскритиковала и омбудсмен Джамиля Джаманбаева. Она считает, что предлагаемые законопроектом штрафы в 100 и 200 тысяч сомов необоснованно высоки.

“Кроме этого, в законопроекте также необходимо учесть, что применение данных штрафных санкций должно определятся исключительно в судебном порядке, а не со стороны Минкультуры”, – говорится в ее сообщении.

Джаманбаева призвала отозвать законопроект и потребовала соблюдать права и свободы человека в Кыргызстана.

Что думают журналисты?

Некоторые из журналистов, которые анонимно поделились своим мнением для материала, считают принятие законопроекта в первом чтении как некую проверку перед более жесткими законопроектами в будущем.

“Вероятно, [законопроект] предвещает нам появление наказаний “за критику или неуважение к представителям власти”, аналогичных тем, что есть в России. […] Не думаю, что за оскорбления или клевету будут наказывать госслужащих, которые сами порой оскорбляют народ или отдельных граждан, называя их иноагентами, лжепатриотами, ленивыми и без критического мышления. И уж вряд ли накажут провластных троллей, которые оскорбляют журналистов и активистов”, – считает один из опрошенных.

По его мнению, большая часть граждан пока не понимает всей опасности законопроекта, и сейчас этим озадачены, в основном, юристы и журналисты. По мнению журналиста, обычных граждан пока мало волнует вероятность введения штрафов за оскорбления в интернете, потому что они думают, что их это не коснется.

“Возможно, у людей появится какая-то самоцензура, если будут громкие случаи применения этих штрафов за оскорбление и клевету. Можно предположить, что оштрафовать на такую огромную сумму смогут даже за мем или рилс под смешную музыку, где каким-то образом будут задеты наши чиновники”, – считает журналист.

Он добил, что пока также непонятно, как именно будет исполняться предлагаемый законопроект, потому что пока не совсем понятно, как именно Минкульт будет следить за огромным количеством общения и потенциальных оскорблений в соцсетях.

“В соцсетях часто ругают местных селебрити, а подростки могут в шутку или с иронией писать оскорбительные комментарии друг другу. Всех этих людей тоже будут штрафовать? Если за каждый оскорбительный комментарий последует наказание, то Министерство культуры, на которое каким-то образом накладывается исполнение, точно перестанет исполнять свои основные функции и вместо защиты памятников культуры или развития музеев будет взращивать цензуру”, – уверен журналист.

Еще один опрошенный сотрудник СМИ убежден, что в случае принятия законопроекта в обществе значительно возрастет самоцензура.

“Для физических лиц указан очень большой штраф в 100 тысяч сомов, и естественно, там указано, что эти вопросы будут решаться без суда, то есть Минкульт сам решит, что и как по заявлению непонятных граждан, которые будут жаловаться, а других будут штрафовать. У многих доход средний, или даже ниже среднего, и они несколько раз подумают перед тем, как писать что-то в соцсетях. Это точно приведет к самоцензуре”, – уверен собеседник.

По его мнению, предлагаемый законопроект, возможно, будет работать как и закон о фейках – то есть, власти будут избирательно применять его силу в отношении отдельных граждан.

“Обязательно закон будут использовать чиновники, чтобы подчищать следы от негативных комментариев об их работе, чтобы у них была аура идеальной работы. Закон, как обычно, не будет работать, как планируется […] Естественно, закон очень негативно повлияет на работу журналистов и СМИ, будет иметь такой же эффект, как закон о фейках. После его принятия мы убедились, что он работает выборочно, и особенно, против СМИ, которые открыто выражают критику и оппозицию действующей власти”, – убежден журналист.

Он добавляет, что также непонятно, каким именно образом Минкульт будет регулировать применение закона в соцсетях. К примеру, когда парламент принимал закон о фейках, представители госведомства признавали, что у них нет технической возможности выявлять и доказывать, что некоторые аккаунты фейковые.

“От принятия закона пострадают все категории граждан, особенно те, кто не следит за законотворческой и законодательной деятельностью […] Очень сильно пострадают журналисты, потому что под эти формулировки могут что угодно притянуть. Например, выйдет расследование, а его объявят клеветой, а потом и журналиста, и организацию оштрафуют на 100 и 200 тысяч сомов”, – считает собеседник.

Между тем, президент Садыр Жапаров не поддерживает предложенные штрафы в 100 и 200 тысяч сомов, однако выступает за необходимость принятия подобного закона.

“Сейчас такое время, что даже два соседа могут ссориться через интернет. Один публикует в социальных сетях информацию, порочащую репутацию другого. В итоге они начинают судиться. А информация оказывается ложной. В суде извиняются или выплачивают компенсацию, и на этом все успокаивается. Точно такая же ситуация возникает между СМИ и властью. СМИ распространяют ложную информацию о тех, кто у власти, а затем просят прощения и удаляют эту информацию”, – утверждает глава государства.